Дневники настроений и призраков

Книжный навигатор
Янка Сiпакоў. Наталенне смагi. Дзённiк настрою. Мiнск. Выдавецтва «Чатыры чвэрцi», 2007.

Жанр «нон–фикшн», невыдуманной прозы, в последнее десятилетие стал необычайно популярен. Это и возможность с дневниковой беспощадностью высказаться в лаконичных зарисовках с натуры, и «манок» для читателя — мозаика наблюдений, цитат, исторических фактов, рассуждений... Конечно, если их автор талантлив и умен. В данном случае достаточно сказать, что в скромной книге под мягкой обложкой собраны миниатюры известного белорусского писателя и поэта Янки Сипакова. То есть художественное качество гарантировано. К тому же на любой вкус. Эпизоды из жизни деревни и писательской элиты прошлых лет. Рассуждения о событиях политических и культурных — причем достаточно острые. Поэтические наброски... Мысли о прочитанном — от Гераклита до Ригведы... Честные размышления о себе, людях и Беларуси. Есть над чем думать, спорить и удивляться.

Обри Бердслей. Шедевры графики. Москва, Эксмо, 2007.

«Мир Бердслея — мир призраков», «кажется, нет выхода из этой кукольной оргии»... «Именно потому, что Бердслей любит красоту, им овладевает бес унижения красоты»... О Бердслее легко писать образно и изысканно. Тонкая порочность его невероятно изящных рисунков шокировала публику Викторианской эпохи и восхищала поэтов. Сама его личность изящна и трагична в традициях декаданса: умер от чахотки в 26 лет. Характерен сам выбор литературных произведений, которые он иллюстрирует, — «Энеида» Вергилия, «Смерть Артура» сэра Томаса Мэлори, «Правдивая история» Лукиана, «Саломея» Оскара Уайльда, рассказы Эдгара По, «Лисистрата» Аристофана... Причудливые, удлиненные, изломанные, словно в бреду, силуэты, скользящее чередование черного и белого, невероятная тонкость линии и тщательно выписанные детали... И странная, иногда шокирующая эротичность. Одни называли Бердслея сатанистом, другие, ссылаясь на факты, утверждали, что был он ревностным католиком... Никто так ярко не передал дух своей эпохи. И одновременно Бердслей необычайно современен. Тем более мы только открываем его для себя — в советскую эпоху его рисунки были для нас недоступны. Еще отмечу достоинство издания: у визуальных образов есть интеллектуальное обрамление. Стихотворения и отрывки поэм, цитаты искусствоведов и философов, хроника жизни художника, иконография, подражатели... Почти Бердслеевская энциклопедия. Конечно, творчество сего художника на любителя, так же, как стихи Бодлера или пьесы Уайльда. Как сказал один российский искусствовед: «Бердслей слишком изысканный мастер и слишком безумный художник, чтобы быть опасным для «добрых нравов». Соблазны его порочности доступны очень немногим».

Издания для обзора предоставлены книжным магазином «Академическая книга», Минск, пр–т Независимости, 72.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter