Несколько десятков школ и гимназий страны подключились к эксперименту Министерства образования и апробируют электронные дневники и журналы

Дневник удаленного доступа

Несколько десятков школ и гимназий страны подключились к эксперименту Министерства образования и апробируют электронные дневники и журналы. Проект начался в сентябре 2015 года. Для учащихся это означает, что с прошлой осени, увы, уже не «забудешь» дневник для низкой отметки. Независимо от наличия бумажного аналога оценка выставляется в электронной форме. В то же время ребята теперь не утруждают себя записывать домашнее задание. За них это в обязательном порядке после урока делает учитель. «Р» побывала в зоне эксперимента и собрала мнения об образовательном ноу-хау.

Просмотреть домашнее задание ребята из средней школы №15
г. Бреста могут в смартфоне благодаря специальной программе, установленной на гаджете.

Сервис электронных дневников и журналов белорусским школам организовала платформа schools.by. Девять учреждений общего среднего образования Брестской области вовлечены в проект. Брест, Барановичи, Пинск… Мы остановились на брестской средней школе № 15, в которой электронные возможности schools.by тестируют все школьники с 5-го по 11-й класс. 

Самое приятное достоинство новой системы, по мнению ребят, – это отсутствие надобности фиксировать «домашку». Педагог сам вносит в электронный журнал домашнее задание вместе с отметками и данными о пропустивших урок. Соответствующая информация отображается в интернет-дневнике. Ее можно просмотреть на сайте или через специальное мобильное приложение. 

У каждого взрослого тоже есть своя пара логин-пароля – для родительского просмотра электронного дневника. Следят за успехами чада папы-мамы незаметно и отовсюду, где есть доступ к интернету. К тому же в любое время дня и ночи они могут отправить вопросы учителю в «личку», сверить, что было задано, посмотреть, что обсуждается на общем форуме. В это же время самая долгожданная родителями услуга – смс-оповещение об отсутствии ребенка на уроке – доступна только на платной основе. 

«Работать с программой несложно. На внесение данных по одному уроку уходит не более двух минут, – говорит Кристина Морозова, учитель белорусского языка и литературы брестской средней школы №15. – Раньше бывало, что ученик намеренно не записывал домашнее задание целиком. Теперь родители в этом отношении могут быть спокойными». Глядя на современного молодого педагога Кристину Мирославовну, живо щелкающую по планшету, пытаюсь выяснить, как адаптируются к нововведениям другие учителя. Старой закалки. Ведь не каждому дано знать магические слова «аккаунт» или «настройки интерфейса». «За полгода уже привыкли. Кто-то приобрел планшет, чтобы журнал всегда был под рукой, – достает свой гаджет заместитель директора по учебной работе средней школы №15 Бреста Татьяна Мисан. – Также в учительской специально для этих целей появились два компьютера». 

Учащиеся, которые не имеют электронных дневников,
ведут статистику своих отметок, выписывая их в специальный табель.

Похоже, скоро, чтобы иметь имидж хорошего учителя, даже если он без пяти минут пенсионер, нужно будет уметь закачивать программы и устанавливать драйвера. Но действительно ли электронные журналы повлияют на успеваемость ребят? Одиннадцатиклассник Вадим Шпак из 15-й школы говорит, что в прошлом учебном году ему нередко звонили родители и одноклассники узнать, что задали. В этом году телефон молчит. Зачем звонить? Зашел в интернет – и все как на ладони. Примерно так же думают дети и в тысяче других ситуаций, когда обращаются за помощью ко Всемирной паутине. Только потом мы жалуемся, что современная молодежь утрачивает навыки социализации, не умеет дружить, разучилась разговаривать. Так вот в таких обстоятельствах электронный дневник – лишний повод «уйти в себя», замечательное оправдание, чтобы заменить общение со сверстниками на «тыканье» по клавиатуре. 

Не примите меня за ретрограда, но при неоспоримых аналитических возможностях электронной программы не лишним будет вспомнить некоторые преимущества бумажных дневников. Аккуратное и своевременное заполнение – приучение школяра к дисциплине. Обязанность лично вносить домашнее задание – воспитание ответственности. А как стыдно через весь класс нести дневник на замечание, которое, как говорится, и топором не вырубишь. Удар по психике? Не надо жалеть подростка, нет здесь никакого стресса. Надо учить его жизни. Во взрослом мире (в отличие от виртуального) нет права на паузу, перезагрузку или «игру» заново. Жизнь пишется сразу на чистовик. 

На заметку родителям


Виктория Свинко, врач-офтальмолог Брестской городской детской поликлиники №1:

— Детские заболевания глаз молодеют. Сейчас мы диагностируем ухудшение зрения начиная с 5—8 лет. Раньше порог был на отметке 10 лет. В первую очередь это происходит, потому что девочки и мальчики много времени проводят перед экранами телевизоров, компьютеров, планшетов, телефонов. Острота зрения  до 1.0 у детей устанавливается  к шести годам. Если глаза выполняют  большие зрительные нагрузки не по возрасту, мышцы глаз будут быстро ослабевать, что приведет к снижению остроты зрения.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Юлия Бородун, пресс-секретарь Министерства образования:

— Внедрение сервиса «Электронный дневник/Электронный журнал» — один из инструментов реализации программы развития информатизации в учреждениях общего среднего образования в 2015/2016 учебном году. Использование информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе способствует повышению успеваемости, мотивации учащихся к изучению учебных предметов, построению их индивидуальной образовательной траектории, формированию информационной культуры всех участников образовательного процесса. Создаются условия для профессиональной и личностной самореализации педагогов, обмена опытом. 

Важно отметить, что решение о внедрении в практику работы учреждения образования информационно-коммуникационных технологий, электронных образовательных ресурсов и «облачных» сервисов принимает руководитель учреждения с учетом имеющейся материально-технической базы и готовности педагогического коллектива учреждения к подобным изменениям.

На сегодняшний день к «Электронной школе» присоединилось около 2300 учреждений общего среднего образования, сервисом «Электронный дневник/Электронный журнал» пользуется около 200 школ. За третью четверть 2015/2016 учебного года выставлено более 1,5 млн отметок.

hanna.petarchenka@yandex.ru

Фото автора
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter