Источник: Знамя юности
Знамя юности

«Отря-я-яд, пять минут на сборы!» Один день из жизни вожатого

Дневник Анны Александровны

Говорят, если вы ни разу за школьные годы не отдыхали в лагере – детство прошло зря. И в этом есть доля правды, ведь именно здесь, вдалеке от мам и пап, многие впервые почувствовали ответственность за себя и свои вещи, научились выстраивать отношения со сверстниками, вышли на сцену. К сожалению, родители часто оказываются не готовыми расстаться с ребенком на две-три недели, находя сотни отговорок: а вдруг он будет голодать? вдруг не сможет найти общий язык с соседями по комнате? Мы ответили на самые популярные вопросы о детском отдыхе, проверили, как обеспечивается безопасность в здравницах, а также увидели жизнь лагеря изнутри – глазами вожатого.

руглые очки а-ля Гарри Поттер, олдскульные джинсы, тоненькая фигура… Вожатая детского оздоровительного лагеря «Политехник» Анна Самусевич (для детей – Анна Александровна) легко могла бы потеряться в толпе воспитанников. Между тем третьекурсница Института инклюзивного образования БГПУ им. М. Танка легко направляет в мирное русло энергию 13- и 14-летних подростков, умеет разговорить стеснительных и успокоить неугомонных. А когда она командует: «Отря-я-я-д, пять минут на сборы!», даже мне хочется вскочить, оправить футболку и проверить, завязаны ли шнурки. По нашей просьбе Анна по часам расписала, как проходит день вожатого.
7:00 Вставать всегда тяжело, особенно если до четырех утра дежурил на коридоре/рисовал стенгазету/клеил шляпы к завтрашней дискотеке в стиле Хогвартса (нужное подчеркнуть). Приведя себя в порядок, иду будить детей. У всех коллег – своя тактика: кто-то включает музыку, кто-то командует: «Подъем!» Я же подхожу к каждому ребенку, прикасаюсь к нему и тихонько прошу: «Вставай». Как показывает опыт, именно по утрам, проснувшись вне дома, дети часто чувствуют себя одинокими. Дотрагиваясь, я как будто говорю им: ты не один, я здесь, с тобой.

9:00 Время завтрака. Чему я на­училась за два года вожатской жизни (в прошлом году Анна отработала три смены в оздоровительном лагере «Спутник», а сейчас в составе педагогического отряда «Ветразь» будет все лето трудиться в «Политехнике». – Прим. «ЗН»), так это быстро есть. Мы с коллегами, а на каждый отряд у нас приходится по три вожатых, завтракаем и обедаем по очереди: пока двое уплетают кашу, один дежурит у столов – смотрит, чтобы «пионеры» не баловались и не остались голодными. Съедать все не заставляем: не любишь рыбу – осиль хотя бы гарнир, чтобы были силы на игры и прогулки. Если ребенок не съел вообще ничего, могу взять свою тарелку и сесть рядом: «Мне очень жаль, но пока ты не поешь, мы отсюда не уйдем!» Были ребята, которые испытывали мое терпение по полчаса и больше. Но потом им надоедало, они быстро проглаты­вали свою порцию и уходили сытые. Вечером спрашивала: «Ну что, посидеть с тобой снова?» – «Спасибо, я как-нибудь сам».

10:00 Отправляемся на улицу. Мой отряд любит пионербол, волейбол. Недавно организовали необычную игру в шашки, где вместо фигур были сами дети. Чтобы было понятно, кто на чьей стороне, одни оделись в белое, другие – в черное.


В начале смены обязательно провожу игру-знакомство «Паутинка дружбы» – беру клубок ярких ниток и наматываю их на руку, попутно рассказывая о себе. Потом перебрасываю моток кому-то из ребят, и он делает то же самое. В конце нитки обрезаются, и у каждого остается на руке цветной браслетик, который мы носим до конца смены.

Клубок ниток я привезла с собой. А еще несколько упаковок гуаши, ткань, пару рулонов недорогих бумажных обоев, чтобы рисовать стенгазеты – в общей сложности десять пакетов с реквизитом. Также перед сменой часто совершаю марш-бросок по секонд-хендам: ищу смешные шляпы, юбки, длинные платья.

14:00-16:15 После обеда – тихий час. Многие думают, что это атавизм, но я считаю, что он нужен: для детей это время эмоциональной разгрузки. Вожатому полагается дежурить на коридоре. Если вижу, что кто-то из моих коллег с непривычки устал (меня поставили в связку с двумя новичками – студентом БГПУ им. М. Танка Тихоном Урбаном и выпускницей факультета журналистики БГУ Дианой Косякиной), предлагаю: «Давай подежурю, а ты поспи!»

Все вожатые, особенно если речь идет о моем университете, приезжают подготовленными. Так, прежде чем попасть в педаго­гический отряд «Ветразь» – один из лучших в стране, – я проходила собеседование и полугодовое обучение, которое включало и дистанционные занятия, и лекции, и творческие задания: написать сценарий праздника, сделать видеопрезентацию. На лекциях нам рассказывали о проблемных ситуациях, которые могут возникнуть, делились лайфхаками. Например, по совету старших коллег не сообщаю детям свой возраст (мне 20), даже убрала эту строчку со страницы «ВКонтакте». Согласитесь, подросткам не особенно хочется подчиняться тому, кто всего на несколько лет их старше.

17:30-19:00 Съев полдник, снова выходим на улицу: играем, репетируем творческие номера. В это время часто звонят мамы и папы, которые как раз возвращаются с работы. Разрешаю беспокоить меня в любое время суток. Порой родители этим злоупотребляют: «Мой сын сегодня хорошо ел? Сколько он поспал? Байку надел на улицу?» Дети телефоны с собой не носят, выдаем их на один час в день. Вижу, что многим без гаджетов очень тяжело: хочется проверить соцсети, по­играть в онлайн-игру. Иногда подходят: «Дайте, пожалуйста, мой телефон. Срочно нужно позвонить». – «Звони с моего». – «Ай, тогда не нужно».


20:00-20:30 В это время обычно начинается дискотека или творческое состязание. В «Политехнике» к конкурсам относятся очень серьезно: просто выйти на сцену и чистенько спеть – мало, нужен полноценный художественный номер. Например, недавно у нас был конкурс социальных проектов. Мы с отрядом сделали инсценировку, как непросто приходится незрячим. Девочка с белой повязкой на глазах изображала невидящего человека, а остальные держали в руках куски обоев, выкрашенные черной краской, – это символизировало стену равнодушия, непонимания.

Признаюсь, идея моя: я получаю специальность тифлопедагога и после окончания университета буду работать с незрячими и слабовидящими. Таких детей в моем отряде нет, зато есть девочка с нарушением слуха. Кристина комфортно чувствует себя среди сверстников, сдружилась с соседками по комнате. Иногда болтаем с ней на языке жестов: я изучала дактиль в университете.


22:30 – время отбоя. Вожатые дежурят в коридоре, попутно доделывая костюмы и обдумывая завтрашний день. Конечно, за смену очень устаешь, в том числе и от недосыпа. Но когда она заканчивается, почти что впадаю в депрессию – так скучаю по детям. Даже поплакать могу. Утешает одно: скоро новый заезд.

krupenk@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter