Говорят, если вы ни разу за школьные годы не отдыхали в лагере – детство прошло зря. И в этом есть доля правды, ведь именно здесь, вдалеке от мам и пап, многие впервые почувствовали ответственность за себя и свои вещи, научились выстраивать отношения со сверстниками, вышли на сцену. К сожалению, родители часто оказываются не готовыми расстаться с ребенком на две-три недели, находя сотни отговорок: а вдруг он будет голодать? вдруг не сможет найти общий язык с соседями по комнате? Мы ответили на самые популярные вопросы о детском отдыхе, проверили, как обеспечивается безопасность в здравницах, а также увидели жизнь лагеря изнутри – глазами вожатого.
7:00 Вставать всегда тяжело, особенно если до четырех утра дежурил на коридоре/рисовал стенгазету/клеил шляпы к завтрашней дискотеке в стиле Хогвартса (нужное подчеркнуть). Приведя себя в порядок, иду будить детей. У всех коллег – своя тактика: кто-то включает музыку, кто-то командует: «Подъем!» Я же подхожу к каждому ребенку, прикасаюсь к нему и тихонько прошу: «Вставай». Как показывает опыт, именно по утрам, проснувшись вне дома, дети часто чувствуют себя одинокими. Дотрагиваясь, я как будто говорю им: ты не один, я здесь, с тобой.
10:00 Отправляемся на улицу. Мой отряд любит пионербол, волейбол. Недавно организовали необычную игру в шашки, где вместо фигур были сами дети. Чтобы было понятно, кто на чьей стороне, одни оделись в белое, другие – в черное.
Клубок ниток я привезла с собой. А еще несколько упаковок гуаши, ткань, пару рулонов недорогих бумажных обоев, чтобы рисовать стенгазеты – в общей сложности десять пакетов с реквизитом. Также перед сменой часто совершаю марш-бросок по секонд-хендам: ищу смешные шляпы, юбки, длинные платья.
14:00-16:15 После обеда – тихий час. Многие думают, что это атавизм, но я считаю, что он нужен: для детей это время эмоциональной разгрузки. Вожатому полагается дежурить на коридоре. Если вижу, что кто-то из моих коллег с непривычки устал (меня поставили в связку с двумя новичками – студентом БГПУ им. М. Танка Тихоном Урбаном и выпускницей факультета журналистики БГУ Дианой Косякиной), предлагаю: «Давай подежурю, а ты поспи!»
17:30-19:00 Съев полдник, снова выходим на улицу: играем, репетируем творческие номера. В это время часто звонят мамы и папы, которые как раз возвращаются с работы. Разрешаю беспокоить меня в любое время суток. Порой родители этим злоупотребляют: «Мой сын сегодня хорошо ел? Сколько он поспал? Байку надел на улицу?» Дети телефоны с собой не носят, выдаем их на один час в день. Вижу, что многим без гаджетов очень тяжело: хочется проверить соцсети, поиграть в онлайн-игру. Иногда подходят: «Дайте, пожалуйста, мой телефон. Срочно нужно позвонить». – «Звони с моего». – «Ай, тогда не нужно».
Признаюсь, идея моя: я получаю специальность тифлопедагога и после окончания университета буду работать с незрячими и слабовидящими. Таких детей в моем отряде нет, зато есть девочка с нарушением слуха. Кристина комфортно чувствует себя среди сверстников, сдружилась с соседками по комнате. Иногда болтаем с ней на языке жестов: я изучала дактиль в университете.
22:30 – время отбоя. Вожатые дежурят в коридоре, попутно доделывая костюмы и обдумывая завтрашний день. Конечно, за смену очень устаешь, в том числе и от недосыпа. Но когда она заканчивается, почти что впадаю в депрессию – так скучаю по детям. Даже поплакать могу. Утешает одно: скоро новый заезд.
krupenk@sb.by