Директор Молодечненского ТЦСОН Дмитрий Гончар карьеру сделал за три года

Дмитрий Гончар: «Социальные технологии будут всё больше востребованы»

"СГ" продолжает рассказ о выпускниках БГУ , оставивших заметный след не только в 100-летней истории этого вуза, но и добившихся успехов в профессиональной деятельности.

Директор Молодечненского районного территориального центра социального обслуживания населения Дмитрий Гончар в 2010 году получил диплом Государственного института управления и социальных технологий Белгосуниверситета (сейчас ГИУСТ расформирован, специалистов готовит факультет философии и социальных наук), в 2011-м пришел работать в ТЦСОН, а через три года возглавил учреждение. Насколько помогла учеба в профессиональном росте, чем запомнилась альма-матер? Об этом наша беседа с Дмитрием ГОНЧАРОМ.


— Дмитрий Александрович, вы оканчивали ГИУСТ Белгосуниверситета заочно. Отличается ли качество знаний при такой форме обучения?

— Скажу честно: заочная учеба, конечно, отличается от стационарной. Студенты посещают целые курсы лекций на протяжении года, участвуют в практических занятиях, коллоквиумах и так далее, у них больше времени на подготовку к экзаменам, соответственно, больше получают теоретических знаний. Я не мог позволить себе очную учебу в 25-летнем возрасте, до этого окончил медучилище, пошел на свой хлеб, и надо было зарабатывать на жизнь. Но при достаточной мотивации заочники могут усвоить тот же объем материала путем самообразования. У тебя выработаются навыки самостоятельной учебы, что потом сослужит хорошую службу. Разница лишь в том, что те люди, которые учатся очно, совсем зеленые, находятся под родительским крылом, а мы уже осознавали, для чего нам образование, и стимулировали нас не педагоги, а мы сами себя. Согласитесь, нельзя заставить учиться ни очника, ни заочника. Человек не будет делать то, что ему неинтересно. Если заставить, то сделает так плохо, что потом отпадет желание принуждать. После окончания института пришел в ТЦСОН — надо было организовать работу с базами учетных категорий граждан. Заметили и предложили должность директора.

— Какие преподаваемые предметы запали в душу и какие знания пригодились на практике?

— Психология, вне сомнения. Разные курсы этой науки, социальные технологии. Предметы были разных направлений. С математикой всем было трудно. Понимали, что курс надо пройти, но мы и школьные азы подзабыли, а тут высшая — интегралы, пределы… В экспресс-режиме приходилось разбираться: у очников больше часов на это, у нас лимит. Соответственно, если сам не разобрался, то зачет и курсовые не осилишь. Как говорил нам доцент Владимир Константинович Милькаманович: «Вас учат для того, чтобы вы знали, где искать необходимые знания».

Ну и потом, интерес зависит от того, как преподают предмет. Зал фактически взрослых людей увлечь пустословием либо скучным изложением учебника трудно. Плюс, конечно, в БГУ преподаватели такого уровня, что они подают материал «с чувством, с толком, с расстановкой». Всегда можно было обратиться на кафедру, если непонятно — дадут разъяснения.

В нашей группе вначале занималось 32 человека, потом кто-то отсеялся. Были среди нас и служащие, и руководители. Интересно было тем, что, работая, можно применить некоторые моменты на практике. Например, ребята-руководители, приезжая на сессию, рассказывали про разные манипулятивные приемы, которые почерпнули из лекций: «Попробовал. Прокатило…»

— У всех студентов, пожалуй, есть свой кумир. Кто из преподавателей запомнился?

— Доктор медицинских наук Эдуард Иосифович Зборовский, конечно. Работа профессора была направлена на профилактику и предупреждение разных неинфекционных болезней, развитие технологий медицинской и социальной защиты лиц, ведущих общественно ограниченный образ жизни из-за врожденных дефектов, перенесенных заболеваний и травм. Он блестяще мог прокомментировать любой книжный постулат, теорию переводил в примеры, чтобы понимали. Кстати, под его научным руководством разработана и выполнена первая в республике научно-техническая программа для поддержки таких людей — «Реабилитация». Зборовский-младший — Константин Эдуардович — был заведующим кафедрой реабилитологии. Сфера компетенций — медико-социальная защита, в том числе и комплексная реабилитация людей с ограничениями жизнедеятельности вследствие дефектов здоровья и возрастного фактора. Понятно, что его опыт и знания, переданные студентам, в работе очень пригодились. Он председатель ОО «Белорусская ассоциация социальных работников». Встречались с ним и после учебы на разных мероприятиях.

Я уже вспоминал кандидата медицинских наук Милькамановича. Кандидат психологических наук Александр Андреевич Колмаков свое­образно преподносил информацию. У него достаточно широкая сфера научных интересов — социальная, кризисная психология, психология личности, суицидология. Все наши педагоги дали определенные азы для будущей работы. Посещал все предметы, ведь впереди ждал экзамен или зачет. Не сдал — значит, твой косяк, никто не обижался на требовательность. Сами договаривались на пересдачу. Запомнилась доброжелательность и внимательность преподавателей. Все шли навстречу нам, людям занятым, которым порой не удавалось оторваться от работы. Я тоже не мог приехать на один экзамен: не отпускал в тот день наниматель — у нас на белорусско-итальянском предприятии, где в то время работал, была европейская проверка на сертификат качества. Пришлось утрясать с кафедрой, чтобы сдавать экзамен с другой группой. Что и сделал без каких-либо препятствий и нравоучений.

— Чтобы сделать карьеру, а у вас это получилось достаточно быстро, нужны какие-то особые знания или это прирожденное — организаторские способности?

— Скорее, организаторские способности даются от природы. Но надо и подстегивать себя, чему-то постоянно учиться, потому что ты руководитель и от тебя зависит деятельность учреждения и что с ним будет дальше. Если ты будешь плыть по течению и ничего не предпринимать, то какой из тебя шеф? Ты со своей командой можешь просто не успеть на поезд и не попасть на нужную станцию. Если образно выражаться. У меня в подчинении около 270 человек. Не то чтобы завод, а такая большая мастерская по услугам в городе и деревне. К каждому нужен свой подход, основной костяк — женщины, их заботливые руки и участие ждут престарелые и инвалиды. Городское население отличается от сельского не только условиями жизни, но и воспитанием, восприятием информации, которую ты преподносишь. Отсюда разные подходы в работе. Впрочем, работаем с каждым индивидуально. В Молодечно и в горпоселке Радошковичи на обслуживании 623 человека, а в сельской местности — 718. Соответственно, соцработников больше в районе и нагрузка у них несколько иная. Больше времени дается на обслуживание. Сельчане намного благожелательнее, сочувствуют: «Ой, можа, гэта я і сама зраблю».


— Эксперты рынка труда прогнозируют, что социальные работники будут очень востребованы: население стареет и все больше жителей будут нуждаться в посторонней помощи. В институте студентов как-то направляли на инновационные методы? С чем идти в будущее?

— В институте дают базовые знания. Когда ты имеешь какую-то платформу под собой и понимание того, как в дальнейшем ее развивать, тогда и создашь то, что надо населению. Инновации приходят на практике. Есть у нас замещающие семьи, правда, приживаются такие формы устройства не способных себя обслуживать людей сложно. Нужна наша кропотливая работа с семьей, которая возьмет на себя ответственность принять в дом постороннего человека. Да и с подопечным тоже. Порой старики не хотят уезжать из своего жилища. Услуга ренты тоже невостребована. Отдавать государству свою собственность люди не желают. Есть гостевые и патронатные семьи, дома зимовки и дневного пребывания. Да, население стареет, другие проблемы, чем, скажем, 50 лет назад, заболевания. Идет рост деменций. Дети не хотят смотреть за своими старыми, больными родителями. Я всех под одну гребенку не стригу, есть, конечно, те, кто будет все делать, чтобы престарелым матери и отцу жилось на склоне лет максимально комфортно. Будут звонить нам из Канады (был такой случай) и просить о помощи. А есть те, кто живет в соседнем доме, но никакой поддержки и помощи ни родителям, ни нам. Наверное, у людей меняются ценности. Важнее купить, условно говоря, мобильный телефон, чем продукты стареньким папе и маме. Чтобы повернуть их в сторону человечности, надо с детства учить доброте, уважению к старшим и старости. В Беларуси принята Национальная стратегия «Активное долголетие — 2030», которая предполагает и развитие социального обслуживания. Мы в течение года будем проводить опросы, чтобы выяснить, какие услуги нужны людям. Возможно, будет создана группа временных работ. Что-то сродни мастеру на час. Приедут, поколют дрова, покосят траву, сделают мелкий ремонт в доме. Может, к чему-то такому придем. Но нужна окупаемость услуги, а расценки у нас невысокие: государство заботится о доступности социальной помощи. В любом случае специальности нынешней кафедры социальной работы и реабилитологии ФФСН и социальные технологии будут востребованы.

klimovich@sb.by

Фото с сайта Молодечненского районного ТЦСОН
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter