Для удобства и ясности

В законодательство страны о госзакупках внесены изменения

В законодательство о госзакупках внесены изменения

Школы, больницы, детские сады, заводы — все они постоянно нуждаются в определенных товарах и услугах, начиная от закупки канцтоваров и заканчивая ремонтом помещений и зданий.

В случае когда расходы оплачивает государство, о своих потребностях учреждения должны сообщать на специализированном сайте, чтобы победитель определился в реальной конкурентной борьбе.

Машина сама проведет электронные торги и выберет предложившего наименьшую цену — никаких обид, все по-честному. А если вызвался на помощь всего один доброволец? Раньше приходилось ждать появления второго, изыскивать собственные средства или обращаться за согласованием в Минторг, чтобы ведомство разрешило воспользоваться услугами единственного заинтересованного.

Наплыв подобных просьб оказался слишком велик: только за вторую половину 2013 года в Минторг поступило около 2 тыс. «весточек» от субъектов хозяйствования и госорганов. Чтобы упростить положение дел, в конце прошлого года Президент подписал Указ № 590 «О некоторых вопросах государственных закупок товаров (работ, услуг)». В нем на один год упрощен порядок согласования проведения закупок из одного источника в случае признания торгов несостоявшимися. «Теперь заказчик имеет право обратиться за разрешением в вышестоящий госорган, в систему которого он входит, а при признании процедуры повторно несостоявшейся принять решение самостоятельно», — рассказывает первый заместитель министра торговли Артур Карпович.

Кроме того, документом расширен перечень возможностей закупки из одного источника, когда организация конкурсов не имеет смысла из-за ограниченного круга потенциальных поставщиков. Все нюансы собраны в 20 пунктах. Так, например, без проведения торгов заказчик может приобретать необходимые предметы или работы, на которые госорганизациями устанавливаются фиксированные цены, а также у юрлиц и частных предпринимателей, занимающих доминирующее положение — с долей более 85 % — на внутреннем рынке. Когда подходят к концу все мыслимые сроки проведения работ, а исполнитель так и не найден, вышестоящий госорган должен указать предприятию поставщика и время, за которое будут исполнены договоренности между сторонами. Проще станет наполнять библиотечные фонды, покупать минеральные удобрения, театрам — искать хореографов и режиссеров, органам МЧС — приобретать самолеты, вертолеты и запчасти к ним, а также привлекать специалистов для ремонта вооружения и спецтехники, содержания улиц, создания градостроительных проектов и для гарантийного обслуживания товаров.

Согласно Указу № 590 сокращаются сроки для подготовки и подачи предложений при госзакупке (с 30 до 15 дней с момента размещения информации о закупке на официальном сайте), ориентировочная стоимость которой не превышает 3 тыс. базовых величин. А вот для субъектов, включенных в реестр организаций с повышенным риском совершения правонарушений в экономической сфере, доступ к участию в торгах ограничивается.

Примечательно, что указ не распространяется на закупки, если процедуры начаты или договоры заключены до его вступления в силу, то есть до 1 января 2014 года. К слову, с этого же дня действует и Указ № 591 «О проведении процедур закупок при строительстве». Он предусматривает изъятие на два года закупок в отрасли из-под регулирования закона о госзакупках. Это значит, что для сферы возведения недвижимости обязательные электронные аукционы отменяются. Проведение подрядных торгов будет безусловным при финансировании строительства за счет средств республиканского или местных бюджетов (полностью или частично), внешних государственных займов и внешних займов, привлеченных под гарантии правительства, при стоимости строительства объектов 6 тыс. базовых величин и более.

Если вкладываются госорганизации и хозяйственные общества, акции (доли в уставном фонде) которых находятся в государственной собственности, в будущую недвижимость стоимостью 100 тыс. базовых величин и более, то и здесь без подрядных торгов не обойтись. Они же распространяются и на разработку предпроектной и проектной документации, оказание инженерных услуг, закупку товаров стоимостью каждого их вида не менее 3 тыс. базовых, выполнение отдельных видов строительных, монтажных, специальных работ стоимостью каждой из них не менее 3 тыс. базовых величин.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter