Педагог и сенатор Марина Ильина: от качества образования напрямую зависит будущее страны

Для учебы нет преград

Мы продолжаем рубрику, в которой белорусские парламентарии — члены Совета Республики и депутаты Палаты представителей — рассуждают на актуальные темы. Сегодня «Парламентская трибуна» предоставляет слово директору столичной гимназии и сенатору Марине Ильиной. Разговор пойдет о работе белорусских школ в период пандемии и системе отечественного образования в целом. 

Уроки на расстоянии

Пандемия коронавируса наложила отпечаток на организацию учебного процесса во всех учреждениях образования. Прежде всего в школах усилены противоэпидемиологические мероприятия: уборка помещений с использованием дезинфицирующих средств, обработка всех поверхностей, соблюдение правил гигиены, формирование культуры поведения. По моим наблюдениям, ребята с ответственностью относятся к новым рекомендациям: чаще моют руки, пользуются антисептиками, на уроках рассаживаются на расстоянии друг от друга. Дети понимают, что от их действий во многом зависит здоровье взрослых.

Родители или законные представители имеют право написать заявление на переход ребенка на индивидуальное обучение. Считаю, что именно семья должна принять это решение. Мы же со своей стороны создаем условия, чтобы ребята продолжали учиться, даже находясь дома. Напомню, что в законодательстве нет понятия «дистанционное обучение». Речь может идти об индивидуальном обучении с использованием информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). Для педагогов такой принцип работы вовсе не новый. На протяжении последних лет учителя активно используют всевозможные интернет-платформы, где школьники могут посмотреть дополнительный материал к уроку, закрепить свои знания. В связи с пандемией ИКТ стали необходимостью. 

Не буду утверждать, что все педагоги восприняли идею индивидуального обучения с энтузиазмом. Конечно, переход в онлайн многим дался с трудом. Однако здесь сработал принцип «равный обучает равного». Учителя страны объединились, они помогают друг другу в этот непростой период. Так, в социальных сетях появились группы, где педагоги обмениваются уроками. Много готовых учебных презентаций размещено на сайте Национального института образования. В каждом учреждении придумали свою форму дистанционных занятий. В некоторых регионах учителя подробно расписывают планы уроков, прикрепляют их к электронным дневникам и организуют с детьми обратную связь. Другие школы проводят видеоконференции или же отсылают файлы с конспектами. Здесь нет неправильных путей, все они имеют место быть. 

В то же время при выборе онлайн-платформы для проведения занятий стоит придерживаться двух критериев. Первое — сервис должен быть для ученика бесплатным, второе — на нем недопустима реклама и другой отвлекающий контент. 

Кроме того, надо помнить о том, что для детей время использования компьютера и других гаджетов необходимо ограничивать. Учителя по-прежнему дают письменные домашние задания, которые дети выполняют в обычных тетрадях.  Некоторые учебные материалы размещаются в виде текстового документа — его можно распечатать, чтобы не читать с экрана. Если урок проводится онлайн в режиме реального времени, то его запись обязательно сохраняется. Ведь у кого-то в доме на тот момент мог быть отключен интернет, да и ребенок при желании пересмотрит видео во второй раз. 


Найти подход к каждому

В соцсетях шутят, что в период пандемии родителям младшеклассников приходится заново осваивать школьную программу. В этом есть доля правды: сейчас мамы и папы — главные помощники учителей. Малыши более зависимы от взрослых: они не всегда могут самостоятельно включить компьютер, зайти на нужный сайт. Раньше учителя начальной школы в меньшей степени использовали ИКТ. Но в нынешних условиях это единственный способ не оставить ребят без образования. Со старшеклассниками возникают проблемы другого плана. Те, кто и до пандемии не очень хотел учиться, сейчас и вовсе потеряли мотивацию. Ведь на расстоянии обратная связь с педагогом теряется. Работа с такими учениками индивидуальная, кропотливая. Но уверена: к ним тоже можно найти подход. 

Конечно, дети лучше ориентируются на онлайн-территории. Педагогам адаптироваться здесь было сложнее. Тем не менее они успешно справились. На мой взгляд, за месяц работы в таком режиме учителя сделали огромный рывок в саморазвитии, приобрели важные компетенции. Да, некоторые имеют дополнительную нагрузку, но, с другой стороны, это новая планка. Неожиданно и приятно, что учителя старшей возрастной категории тоже откликнулись на зов инноваций и теперь разбираются в них не хуже молодых.

Пандемия ускоряет внедрение цифровых технологий в образование. Возможно, в будущем мы расширим использование элементов ИКТ. Например, если ребенок заболел, он без труда сможет освоить новый материал дома. 

Актуален вопрос о некоей общереспубликанской системе или платформе, где бы аккумулировался весь опыт наших педагогов. Сегодня такая работа ведется на портале Национального института образования. 

И если мы активно включимся в процесс, у нас появится огромный образовательный ресурс, доступный каждому педагогу.

В то же время я не сторонник полного перехода на виртуальное обучение. Учитель транслирует не только знания, но и свой жизненный опыт. Через экран компьютера даже не почувствуешь настроение ученика, воспитательная составляющая не может уйти в онлайн. Замечаю, что на самоизоляции детям особенно не хватает общения. В школе они обретают друзей, и это очень важно.


В ногу со временем

Сейчас идет целенаправленный процесс модернизации белорусского образования. Учебные планы, программы, литература — все это приведено в единую систему. Конечно, нужно время, чтобы оценить работу, которая была проделана научным и педагогическим сообществом. Мир меняется, каждый день появляется новая информация. Поэтому надо понимать: то, с чем мы работаем сегодня, завтра может потребовать корректировки. От качества образования напрямую зависит, какое будущее ждет наше государство. И если школа будет следовать современным тенденциям, то успех обеспечен. 

На заседаниях совета Ассоциации руководителей учреждений образования мы много говорим об имидже белорусского учителя, обсуждаем организацию дополнительных образовательных услуг, информационно-коммуникационные технологии. Наши встречи часто проводятся в регионах, где местные педагоги презентуют свои лучшие наработки, делятся опытом. 

В последнее время все чаще поднимается вопрос об изменении формы выпускных экзаменов для 11-классников. Речь идет о совмещении выпускных и вступительных экзаменов и, возможно, введении комплексного общеобразовательного теста. В его пользу высказывается большинство педагогов. Такая форма аттестации не только выявит знания, но и разгрузит учащихся, сохранит здоровье выпускников. Однако к этому решению надо подходить взвешенно, учитывать все нюансы. 

Думаю, несмотря на непростую эпидемиологическую ситуацию, вступительная кампания в этом году пройдет успешно. Мы уже научили ребят соблюдать физическую дистанцию, гигиену. Они готовы сдавать экзамены, придерживаясь всех рекомендаций. 

Важно, чтобы профессию учителя абитуриенты выбирали осознанно. Именно с этой целью в некоторых учреждениях образования комплектуются педагогические классы. Ребята на повышенном уровне изучают определенные предметы, а также посещают факультативные занятия по профильным дисциплинам, работают волонтерами в детских лагерях. Такие учащиеся имеют преимущество при поступлении в педагогические вузы. Когда молодой учитель приходит на свое первое рабочее место, задача школы — помочь ему влиться в коллектив, найти общий язык с детьми, показать все плюсы педагогической профессии. Ведь многие учреждения образования заинтересованы в том, чтобы привлечь молодые кадры.

Марина ИЛЬИНА, заместитель председателя Постоянной комиссии Совета Республики Национального собрания по региональной политике и местному самоуправлению, председатель совета Ассоциации руководителей учреждений образования, директор гимназии № 10 г. Минска.

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter