Для тех, кто не в теме...

О компьютерной зависимости

Моя девятилетняя дочь почти не ходит гулять на улицу с подружками. Сегодня детям даже как–то не совсем понятно, что такое дворовые игры, типа казаков–разбойников или салочек. Они остались где–то там, в далеком прошлом вместе с октябрятскими звездочками и играми в монетки.


Знаете, что говорят на прощание друг другу ровесники моей дочери? Не «созвонимся», не «увидимся», а... «спишемся в чате». У подрастающего поколения виртуальное общение котируется нынче гораздо выше реального. Если ты не в «контакте» — ты не в теме...


Заглянула я как–то в пункт «Белтелекома», чтобы проверить электронную почту. Разгар рабочего дня. Студенты — на лекциях. Время рабочее. Значит, без проблем найду свободный компьютер. Ан нет. Интернет–зал битком набит.


«Типичная ситуация, — говорит сотрудница. — Как только в соседней школе заканчиваются уроки, дети тут как тут». Рассказывают, порой приходят такие малыши, что их не видно из–за операторской стойки. Играют в игры, общаются в сети. Порой по пять часов. Родители, видимо, ничего против не имеют, коль дают на это деньги. А может, школьники ухитряются экономить на школьных обедах...


За порогом «Белтелекома» меня не покидала мысль: что такого дает виртуальное общение, чего нет в живом разговоре с глазу на глаз? Одно дело, когда мы, взрослые, хотим узнать о судьбах одноклассников и однокурсников, которых не видели десятки лет. Или окунаемся в виртуальный мир от одиночества. Другое — восьми — десятилетние малыши. Ведь у них, кажется, масса времени и по логике куча друзей с одинаковыми интересами. Почему же им не выйти на улицу и не пообщаться со сверстниками вживую? За компьютером теплее и уютнее? Круг друзей побольше? Или дело в чем–то другом?


«Знаешь, сколько человек меня поздравили с днем рождения? Тридцать!» — хвастается другу школьник за монитором. Ощущение значимости, эмоциональная поддержка, понимание... Наверное, это то, чего не хватает нашим детям в реальной жизни. В сети неважно, какого ты роста, как одет и сколько зарабатывают твои родители. Ты можешь примерить на себя черты вымышленного героя, придумать несуществующий образ. Не получилось пошутить, сказал что–то не то — краснеть и слышать в свой адрес колкости не придется. Всегда можно просто исчезнуть или поменять имя. Кроме того, здесь гораздо легче найти друзей по интересам, обсудить новый клип или пожаловаться на предков.


Интернет дает ребенку возможность почувствовать себя свободным, уйти из–под опеки родителей, считают психологи. Мамы и папы видят в нем свои плюсы. Например, им, то бишь нам, не нужно переживать о том, где сейчас ребенок. Он рядом, за компьютером. С ним ничего не случится. По крайней мере, сию минуту. О невидимых последствиях, которыми все чаще пугают психологи, задумываемся редко. А они не такие уж безобидные. Виртуальная реальность создает своеобразный наркотический эффект, она затягивает. Сначала ребенок получает удовольствие от победы в компьютерной игре, потом с помощью виртуального мира избавляется от комплексов, находит себе друзей... Со временем тот, иной, мир становится смыслом его существования, а «друзья», которых никогда не видел в глаза, заменяют родных людей.


В психоневрологических диспансерах пациенты с компьютерной зависимостью сегодня не редкость. Дети в том числе. Психологи предостерегают: если ребенок находится в сети больше часа в день, он уже на пороге этой болезни. А уж когда виртуальное общение заменяет реальных друзей практически полностью, родителям впору бить тревогу. Так чего же ждем?

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter