Для роста на селе нужны прочные опоры

Как известно, недавно Президиум Совета Министров Беларуси одобрил основные прогнозные показатели развития нашего народного хозяйства на 2004 год. Они утверждены постановлением Совмина (N 1734 от 31 декабря 2003 года). В этом документе четко просматривается основная задача: во всех сферах добиться прироста продукции на 9--10 процентов, увеличить зарплату в реальном секторе экономики до 190 долларов, а в бюджетной сфере -- до 170 долларов. Что касается АПК, то тут прирост продукции должен составить 10--11 процентов. Но именно в сельском хозяйстве, как показало обсуждение прогнозного показателя в штабе правительства, намеченного будет труднее всего достигнуть. По мнению специалистов, поможет этому Декрет Президента "О некоторых мерах по финансовому оздоровлению сельскохозяйственных организаций и привлечению инвестиций в сельскохозяйственное производство", проект которого одобрили на Президиуме Совмина. Более эффективные и решительные перемены на селе предстоит вести новыму руководству Минсельхозпрода. Давайте не будем лукавить: дружно начатая реформа захлебнулась в бюрократических волнах. В итоге есть буквально единичные примеры в масштабах республики, когда трудовые коллективы действительно добились в ходе перестройки хозяйственного механизма чего-то положительного. Если в 1990 году мы с тревогой говорили о том, что в стране восемь(!) убыточных хозяйств, то к концу 2003 года их насчитывалось уже около 1240(!). Из года в год растут долги сельхозпредприятий. По данным статистики, в пересчете на одно хозяйство к 1 декабря прошлого года они превысили 1,2 миллиарда рублей. По мнению правительственных экспертов, процесс накопления задолженности -- следствие ущербной для села политики ценообразования и перекоса в межотраслевом обмене особенно в 90-ые годы. Если вести отсчет с 1991 года, то по сравнению с ним в результате диспропорции цен АПК недополучил 5,3 триллиона рублей. В такой позиции есть логика. Но, как писал поэт, и все же, все же, все же... Нельзя вливать новое вино в старые мехи. Даже если кардинально изменить политику ценообразования и устранить все перекосы, база (особенно ее плановый элемент, когда не мытьем, так катаньем чиновники пытаются не на словах, а на деле доводить до районов и хозяйств детальные показатели, все взять под свой контроль) остается прежней, вызывающей у производителей "одышку". А смелости решительно усовершенствовать эту базу управленцам явно не хватает. Скажем, святая святых экономики -- оборотные средства. Умелое их применение, безусловно, ведет к экономическому оживлению. Однако на селе они должной отдачи не дают, что на Президиуме особо подчеркивалось. За счет собственных источников на местах практически не обновляются и основные фонды. Неплатежеспособность по-прежнему немалые процентные ставки не позволяют восполнять нехватку средств за счет кредитов. Предварительные прикидки специалистов по ожидаемым итогам работы сельхозорганизаций таковы: в среднем на каждую вложенную сотню рублей они получат за 2003 год только по 59,6 рубля выручки, а "лежачие" хозяйства и того меньше, где-то по 44 рубля. Недостает денег -- значит меньше приобретается и вносится туков, средств химической защиты растений, не применяются интенсивные технологии. Итог -- меньше продукции, недобор урожая. Убыточные хозяйства хронически допускают задолженность по и без того низкой зарплате... Так или иначе, но долги убыточных предприятий придется, по утреждению аналитиков, реструктурировать и погашать постепенно, по ходу перемен в отрасли. Как? В соответствии с Программой совершенствования АПК на 2001--2005 годы. А Декрет Президента позволит активизировать заинтересованность экономически сильных структур в наращивании производства продовольствия, дать второе дыхание отстающим, создать в стране больше производств с высоким уровнем технологий, таких, как агрофирмы "Снов" и "Ждановичи". Готовится и еще один важный указ главы государства "О предоставлении передовым сельскохозяйственным организациям льгот по уплате таможенной пошлины". Лучшие из лучших будут от нее освобождены на ввозимые (но только для себя) в 2004--2006 годах сельхозтехнику и оборудование. Добавлю, что положение об освобождении от уплаты такой пошлины передовиков правительством уже утверждено. Итак, руководство страны решило более плотно заняться нуждами АПК. К тому же уже началось всестороннее обсуждение разработанного по заданию главы государства проекта Программы социально-экономического развития и возрождения села на длительную перспективу.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter