Для них риск — обычная работа

Счет майора Кутузова

Счет майора Кутузова


В войсковой части 3310 к этому человеку особое отношение. Участник двух войн, кавалер многочисленных орденов и наград, Никифор Михайлович Кутузов для молодых бойцов — легенда. 9 марта ветеран, вписавший не одну яркую страницу в летопись части, отметил 100–летие. О его судьбе — наш рассказ.


...В детстве родные звали его Ника, а друзья нередко подшучивали: не родственник ли тому Кутузову, который прогнал Наполеона? Но с великим российским полководцем Никифора Михайловича роднит только фамилия.


На календаре — 1929 год. Молодые люди с огромным желанием идут в Красную Армию и военно–морской флот. Никифор Кутузов поступает в Ленинградскую военно–инженерную школу. Молодой трудолюбивый парень успешно осваивает профессию сапера. В 1933–м получает первое офицерское звание «лейтенант». А несколькими годами позже и боевое крещение — в войне с Финляндией.


После завершения финской кампании Никифор Михайлович, командир роты 110–го отдельного снайперского батальона 19–го корпуса, вел работы по возведению долговременных оборонительных сооружений на новой границе с Финляндией, под Выборгом. В ноябре 1940–го получил назначение в первый учебный дорожно–эксплуатационный полк на должность командира путевого взвода. Полк дислоцировался в местечке Гарболово, в 25 километрах севернее Ленинграда.


Потом началась Великая Отечественная... 22 июня 1941 года лейтенант Кутузов находился в суточном наряде. Жена, которая в тот день ездила в Ленинград, рассказывала после: «Люди не паникуют, готовы дать отпор врагу. Магазины работают в прежнем режиме, но продукты, соль и сахар с прилавков исчезли моментально».


На второй день в полку начались организационные мероприятия согласно мобилизационному плану. Никифор Михайлович был зачислен командиром 1–го взвода, нештатным заместителем командира роты. До ухода на фронт вновь сформированная рота располагалась в палатках на лугу, недалеко от дома, где проживали семьи офицеров. Там же дымилась армейская походная кухня, около нее кашеварил повар. Впереди их ждали суровые испытания: предстояло выступить на защиту родного города.


Поначалу полк базировался на участке Карельского перешейка. Там было относительно тихо. А потом солдат перебросили в город Луга в состав действующей 9–й армии. Обстановка накалилась, враг, подавляя сопротивление советских войск, рвался к Ленинграду. Но и тогда они даже не могли представить, насколько тяжелой будет эта оборона, что сотни тысяч жителей останутся без пищи, света, тепла и воды, что многие защитники города погибнут. В феврале 1942–го в военном госпитале от истощения умер старший брат Никифора Михайловича Захар, артиллерист.


Ветеран вспоминает: «Жизнь часто висела на волоске». В мае 42–го — тяжелое ранение разрывной пулей, после которого он чудом выкарабкался. Восстанавливал здоровье на Урале, а потом — снова на фронт.


В январе 1944 года Кутузова откомандировали для прохождения дальнейшей службы в составе войск противовоздушной обороны на территории Белоруссии. И здесь было жарко. Сражения, потом борьба с бандитскими формированиями под Лидой... Ветеран никогда не забудет одной такой операции. Обыскивали хутор, где, по некоторым данным, обосновались недобитки из банды Мищенко. Осмотрели дом — никого. Но Никифор Михайлович обратил внимание, что люлька с ребенком, которую качала хозяйка, стояла на дверце, по–видимому, ведущей в подполье. Когда солдаты оттащили люльку и попробовали приподнять крышку, она оказалась запертой изнутри. Кутузов громко скомандовал наудачу: «А ну, выходи по одному! Стрелять буду!» Из схрона один за другим выбрались 15 человек...


После окончания войны Кутузов оказался в военном городке Околица под Минском. Воины инженерной роты, которой командовал Никифор Михайлович, проводили разминирование, искали неразорвавшиеся авиабомбы, мины, артиллерийские снаряды, участвовали в строительно–восстановительных работах. В 1947–м он окончил курсы по повышению квалификации специалистов–саперов. Всего на боевом счету ветерана десятки тысяч обезвреженных боеприпасов, а значит, и тысячи спасенных человеческих жизней.


Каждый раз, встречаясь с «ржавой смертью», как называют профессионалы мины и снаряды, пролежавшие в земле несколько десятков лет, Никифор Михайлович рисковал собственной жизнью. Заслуги оценили: два ордена Отечественной войны — I и II степени, орден Красной Звезды, медаль «За оборону Ленинграда», послевоенная медаль «За боевые заслуги»... Как особую реликвию хранит Никифор Михайлович Почетную грамоту Верховного Совета БССР — за заслуги по очищению территории республики от неразорвавшихся боеприпасов.


С 1959 года ветеран — на заслуженном отдыхе. Но и сейчас, в столь преклонном возрасте, майор в отставке ведет активный образ жизни, увлекается решением шахматных партий, поддерживает контакт со своими боевыми друзьями.


Андрей ДАЛИНИН.


На гребне взрывной волны


Саперы обычно немногословны. Их собеседники — мины, гранаты, шашки. Они требуют выдержки и точных движений, их не заболтаешь, не уговоришь. И только после того как взрывоопасный предмет обезврежен, сапер может выдавить из себя: «Риск? Скорее, обычная работа».


Таков и полковник Леонид Лосенко, заместитель начальника управления боевой службы — начальник инженерной службы главного управления командующего внутренними войсками. Пытаюсь разузнать у него про секреты рисковой профессии, но слышу в ответ: «Служба как служба. Мы выполняем свой долг».


Саперами не рождаются — ими становятся. Решающим при выборе профессии, по словам Леонида Леонидовича, стало то, что неподалеку от его дома располагалась часть инженерных войск. Молодой человек поступил в Каменец–Подольское высшее военно–инженерное командное училище, успешно его окончил, потом перевелся в Белорусский военный округ. Четверть века прослужил в Вооруженных Силах. Был награжден государственными наградами за освоение новой техники, за выполнение задач в Камбодже — тогда это называлось интернациональным долгом... Участвовал Лосенко и в ликвидации последствий ЧП на базе боеприпасов под Слуцком.


С 2003–го Леонид Леонидович служит во внутренних войсках. Во взрывотехническом центре внутренних войск, который он создал и возглавил, подготовку прошли сотни специалистов. В том, что саперно–пиротехнические подразделения сегодня оснащены самыми современными и надежными техническими средствами, тоже заслуга Лосенко.


— Годы идут, война осталась далеко позади, но работы меньше не становится: мы по–прежнему находим пролежавшие в земле боеприпасы, таящие в себе угрозу, — продолжает полковник. — В прошлом году, к примеру, обезвредили более 14.000 взрывоопасных предметов. Основная нагрузка ложится на саперов Гомельской, Могилевской и Витебской областей — перед операцией «Багратион» фронт там стоял девять месяцев.


На самые ответственные выезды, будучи начальником взрывотехнического центра, Лосенко выезжал сам. К примеру, в минский микрорайон Дружба, где за три месяца саперы обезвредили около 1.500 снарядов. Ценные советы профессионала подчиненные брали под запись...


А во время проходившей недавно милицейской акции «Честь и доблесть» Лосенко стал лауреатом в престижнейшей номинации «За верность избранной профессии и служебному долгу». Отличный подарок к дню рождения войск!


— Я был верен своей работе, и она в меня верила, ни разу не подвела, — улыбается полковник. — Но награда, считаю, не только моя — это признание заслуг нашей инженерной службы. Постараемся соответствовать и развиваться дальше!


Игорь СТРОЕВ.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter