Для кого закон писан?

Родительские права на фоне государственной ответственности
Родительские права на фоне государственной ответственности

30 тысяч детей–сирот находятся сегодня под опекой государства, причем более 80 процентов из них — социальные, т.е. сироты при живых родителях. Первые две волны сиротства были наследством войн — гражданской и Великой Отечественной. Нынче специалисты говорят о третьей волне, и это не поддается никакому разумному объяснению. Разрешить этот жестокий парадокс решили тоже жестко. Но справедливо, в интересах детей!

«Момент истины» назревал давно. Ведь так уж у нас повелось, что некоторые родители сбрасывают с себя обязанности, точно надоевшие путы. С глаз (читай: в интернат) долой — из сердца вон. И ни копейки — на содержание и обучение собственного ребенка.

«За воспитание детей у нас сегодня отвечает кто угодно — школа, интернат, социальные службы, — но только не сами папы и мамы», — замечает Игорь Карпенко, член Постоянной комиссии по охране здоровья, физической культуре, делам семьи и молодежи Палаты представителей Национального собрания. А для государства это бремя немалое: 200 тысяч рублей ежемесячно тратится на первоочередные нужды одного социального сироты, в целом же набегает и все полмиллиона. Почти год во всех заинтересованных инстанциях решали–гадали, как же заставить родителей платить по счетам. Результатом стал Декрет Президента N 18. В нем, по словам Игоря Карпенко, наконец–то четко прописан механизм взыскания средств на содержание детей. Причем с 1 января 2007 года наглухо будут перекрыты все лазейки, которыми до недавнего времени мастерски пользовались горе–родители. «Смотрите, что получалось: из 15 тысяч тех, кого лишили родительских прав и кого в первой половине 2006 года суд обязал трудоустроиться, добрались до центров занятости только 10 процентов, а приступили к работе вообще лишь 400 человек! Остальные либо игнорировали судебные решения, либо отказывались от предлагаемой работы. Теперь у них нет такого права, нет права и у нанимателя отказать такому кандидату в приеме на работу, — комментирует ситуацию Андрей Солодовников, заместитель начальника управления профилактики МВД. — Во многом исполнение декрета ляжет на плечи участкового: именно он должен будет доставить тунеядцев–родителей в центр занятости, а затем и к новому месту работы». Закон учитывает множество обстоятельств: и что делать с прогульщиками, и как поступать, если не всем зарплата позволит выплачивать на содержание ребенка достойную сумму. В частности, подчеркивает Игорь Карпенко, оговаривается даже временное отселение проштрафившегося родителя с тем, чтобы государство могло компенсировать расходы за счет временной сдачи в аренду его квартиры. Впрочем, самые жесткие пункты декрета — момент прежде всего воспитательный, отрезвляющий. Как и самые либеральные его положения, ведь так же подробно документ теперь описывает, каким образом заблудший родитель может вернуться на путь истинный. Кстати, по словам Андрея Солодовникова, уже есть обнадеживающая тенденция: прослышав о готовящемся декрете, кое–кто из родителей сам начал потихоньку браться за ум.

Да, многие меры — из разряда непопулярных. Одна дактилоскопическая регистрация неработающих папаш и мамаш чего стоит! «Действительно, подобные меры круты, — считает Андрей Солодовников. — Однако другого выхода в создавшейся ситуации нет. Нельзя и дальше созерцать, надо воспользоваться теми рычагами, которые есть у государства. Цели же благие: заставить родителей работать не на бюджет, а на своих же детей, перед которыми они и так в неоплатном долгу». Есть в Декрете N 18 еще одно показательное новшество: государство впервые официально обращается за помощью ко всем и каждому — приглядитесь к тем, кто живет буквально через стенку! Обижают ли там детей, пьют ли родители? Потому что сверхзадача, конечно, не просто наказание рублем за отнятое детство: это очередной шаг к тому, чтобы сама проблема социального сиротства в Беларуси была наконец-то решена.

Фото Виталия ГИЛЯ, "СБ".
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter