Для кого бомж, а для кого – образ жизни

Молва о построенном им почти в центре города двухэтажном коттедже разлетелась в мгновение ока. И вот народ, заметим справедливости ради, исключительно из-за любопытства уже потянулся поглазеть на добротно построенный за скромные подаяния сердобольных земляков кирпичный дом.

Помню, какое испытала потрясение, когда в середине девяностых прошлого столетия узнала, что известный в Могилеве бомж по имени Федя на деле оказался миллионером!

Молва о построенном им почти в центре города двухэтажном коттедже разлетелась в мгновение ока. И вот народ, заметим справедливости ради, исключительно из-за любопытства уже потянулся поглазеть на добротно построенный за скромные подаяния сердобольных земляков кирпичный дом.

С тех пор на «несчастных» и «убогих» смотреть я стала несколько иначе. Меня и сегодня удивляет их умение приспосабливаться и получать от жизни то, что большинству из нас даже не снилось…

Одно время к главному храму Могилева каждое утро лихо на инвалидной коляске подруливал 78-летний пенсионер. Фамилии его никто не знал. Известно было лишь, что величали инвалида Иваном Петровичем. Многие охотно подавали рубль-другой старику, от которого отказались дети, а любимая жена ушла из жизни.

Решили протянуть руку помощи «обездоленному» и городские власти. Выдали новый паспорт, поселили в центр социальной адаптации. И здесь наш пенсионер вдруг в корне изменился. Резко сдало здоровье, управлять инвалидной коляской ему уже было не по силам. Он не сопротивлялся, когда его на руках переносили из комнаты в комнату или в столовую. Демонстративно листая классику из местной библиотечки, охотно рассказывал журналистам захватывающую историю своей жизни. В ней нашлось место всему. И трудному детству, «измене» жены и «предательству» сына. Не обошлось, конечно же, без каторжного труда на лесоповале. За решетку, разумеется, попал, стащив корочку хлеба, дабы не умереть с голоду. И все бы ничего, если бы не обращал на себя внимание факт, что «повидавший» многое на своем веку бомж почему-то удивительным образом выглядел намного моложе своего официального биологического возраста.

Конечно, нельзя всех причесывать под одну гребенку, скажете вы. И будете правы. Знаю я и другую историю. Каждый день привозил к паперти свою мать-инвалида «заботливый» сын. Несчастная сидела в коляске, не поднимая головы. Ближе к обеду ее взрослое чадо, собирая выручку, «укатывало» мать в неизвестном направлении. Разговоры и призывы прохожих к совести ни к чему не приводили. Ситуация повторялась изо дня в день. Куда уходило заработанное, по красной физиономии сына догадаться было нетрудно. Как и о том, по какой причине эти «заезды» однажды прекратились. А «вакантное» место, кстати, тут же было занято другими.

Да, все бывает в жизни. Никто из нас не застрахован от неожиданных и печальных поворотов судьбы. И чисто по-человечески понятно стремление государства, различных общественных и благотворительных организаций помочь тем, кто в одночасье вдруг оказался не у дел. Вот только не все, к сожалению, готовы принять подобную помощь. И это тоже печальный факт.

От одежды, продуктов и медпомощи люди без определенного места жительства, в принципе, никогда не отказываются. Но когда речь заходит о трудоустройстве, особого желания работать многие из них не проявляют. Почему, доходчиво и понятно объяснил тот же Иван Петрович. По его словам, зачем вкалывать, если на хлеб и вино и так хватит.

А куда потратить полученное — это уж кто как пристроится и какие цели перед собой ставит. Главное, чтобы сердобольные граждане не перевелись.

Светлана МАРКОВА, «БН

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter