Источник: Знамя юности
Знамя юности

«У «цифры» нет души». Минчанин Олег Тёмкин собрал уникальную коллекцию проигрывателей, приемников и магнитофонов

Для Фрэнка Синатры – проигрыватель, для «Песняров» – магнитофон

Немецкий патефон Elektrola, выпущенный почти век назад. 52-килограммовый советский катушечный магнитофон МАГ-8М, который раньше «служил» на подводной лодке. Магнитола Sharp с синтезатором, стоившая в середине 1980-х годов как квартира… Около 80 уникальных «аппаратов» объединила выставка «От граммофона до смартфона», которая открылась в филиале Государственного музея истории театральной и музыкальной культуры «Гостиная Владислава Голубка».


Автору уникальной коллекции Олегу Тёмкину было восемь лет, когда родители подарили ему увесистый кожаный чемоданчик, гордо именуемый «Проигрыватель пластинок «Молодежный». Он-то и стал первым экспонатом. Сейчас в распоряжении минчанина большое собрание «аппаратов», по которым легко можно проследить историю музыки и звукозаписи – от 1920-х годов и до современности. Вся техника, представленная на выставке, рабочая – хоть сейчас «заряжай» кассету или пластинку.

Большинство вещей Олег Тёмкин отыскал на барахолках – настоящих и вир­туальных. Причем не только белорусских, но и российских, польских, немецких и других.

– Вот этот восьмиканальный студийный магнитофон Tascam 38 я чудом пронес в самолет как ручную кладь, – поглаживает Олег полированный бок «бобинника». – До сих пор удивляюсь, как его дотащил, ведь он весит 27 килограммов. Раньше такие магнитофоны стояли во всех зарубежных студиях, где записывались пластинки. А потом студии стали переводить сначала на кассетную запись, затем на «цифру», а от старых «катушечников» безжалостно избавлялись.

Особая часть экспозиции – изделия белорусских радиозаводов. Посетителям выставки гарантирован приступ ностальгии при виде легендарной радиолы «Беларусь 59», ярко-красного кассетного магни­тофона «Бе­ларусь» с «заря­­жен­ной» в него кассетой «Песняров» и магнитолы «Берестье 004»:

– Говорят, был заказ советского правительства – сделать достойный аналог популяр­ному японскому приемнику Sharp. Так появилась магнитола «Берес­тье 004». И хотя до Sharp она не дотягивала, «наш ответ Японии» все равно вышел очень удачным.

На выставке «От граммофона до смартфона» есть и современные девайсы. Правда, цифровую технику Олег Тёмкин не особенно жалует:

– У нее нет души, нет ауры. Не понимаю, как можно слушать того же Фрэнка Синатру на компьютере. Только винил может верно передать бар­хатный тембр американского певца. Кроме того, это целый ритуал: поднять крышку проигрывателя, достать из конверта пластинку, поставить ее на поворотный диск, аккуратно опустить иглу… Считаю, любители современной техники себя многого лишают. И хотя «цифру» я не люблю, но все равно покупаю. Сфера музыки и звукозаписи – очень динамичная: если однажды остановишься – отстанешь навсегда.

Минчанин выставил свою коллекцию на всеобщее обозрение в первый раз, но надеется, что не в последний:

– Давно мечтаю создать в Минске музей истории звука. Экспонатов для этого хватает.


Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter