Школы рассказали, как организуют субботу

Для чего ученикам суббота

Уже не первую неделю среди самых обсуждаемых тем — приказ Министерства образования о новых формах работы в шестой школьный день. Больше всего разговоров вызвало сообщение, что теперь, мол, плечом к плечу в этот день предстоит трудиться не только классным руководителям, но и учителям–предметникам. Выходит, рабочая неделя педагога станет больше? Или учителя–предметники (многие ведь по умолчанию еще и классные руководители) и так проводили субботы на работе, и для них ничего, собственно, не изменится? Да и пойдут ли в школу в свой выходной мамы и папы, чтобы узнать об успехах своего ребенка? В министерстве уверяют: на деле не предвидится ничего принципиально нового, потому что новый подход не подразумевает обязаловки. Главное — чтобы суббота стала еще более полезной и интересной. А что думают в самих учреждениях образования? «СБ» узнала, насколько меняется их расписание.

Фото Виталия ПИВОВАРЧИКА


Алла Брилевская, заместитель директора по учебной работе СШ № 9 г. Молодечно:

— Суббота — это день, направленный в первую очередь на взаимодействие семьи и школы. И мы стараемся приобщить родителей именно к совместным мероприятиям. А недавно у нас заработала педагогическая гостиная, куда приходят мамы и папы с наболевшими вопросами и учебного, и воспитательного характера. Здесь особенно важна профориентационная работа. В основном консультирует педагог–психолог, но по желанию родителей мы начинаем приглашать и учителей–предметников, если нужно провести какую–то беседу и ответить на вопросы. Такой педагог может подсказать, как мотивировать, заинтересовать ребенка чтением, на что обратить внимание, чтобы правильно выполнялись домашние задания. Если родитель заинтересован получить помощь, он, конечно, придет. Но сегодня родители немножко стесняются выйти с той проблемой, которая у них есть. В итоге школы стараются вызвать на контакт ненавязчиво: пожалуйста, придите, послушайте, может, вам это будет интересно, что–то возьмете для себя. И, конечно же, суббота — это подготовка к олимпиадам, за которую тоже отвечают учителя–предметники.

Валентина Боярчук, заместитель директора по учебной работе Бобровичского детского сада — средней школы:

— Чтобы в субботу дети и их родители приходили в школу, нужно создать для них комфортные условия. Поэтому мы работаем под девизом «Родители и педагоги — равные партнеры». По субботам учителя–предметники проводят факультативы (обычно только два, потому что с 11.00 начинаются мероприятия), организуют интеллектуальные конкурсы и марафоны. А консультации с учениками и их родителями идут каждый день во второй половине дня, в том числе и в субботу. Мамы и папы не всегда охотно идут в школу, но их нужно приглашать, что–нибудь им поручать. Потому что если просто сказать ребенку, что завтра спортландия или родительское собрание, придут лишь единицы.

Светлана Александрова, заместитель директора по учебной работе Полоцкой государственной гимназии № 1 им. Франциска Скорины:

— У нас всегда субботы были насыщенными, причем мы очень давно и успешно сотрудничаем с семьями. Сейчас стараемся привлечь больше родителей, а не только детей. В организации шестого школьного дня используем наработанные годами мероприятия, при этом пытаемся искать и новые формы. Например, у нас активно работает клуб «Что? Где? Когда?», где сформировались команды учеников, учителей и родителей. На днях уже в третий раз прошел день родительского самоуправления: мамы и папы заменяют директора, завуча, учителей, завхоза. Для чего мы это делаем? Чтобы родители не только снаружи, но и изнутри могли прочувствовать школьный процесс. Что–то подскажут, увидят, другими глазами посмотрят на нашу работу.

Татьяна Милешко, педагог–психолог СШ № 2 г. Новолукомль:

— Школа в нашем городе — это центр не только образовательного пространства, но и в целом культурного. Поэтому суббота всегда была оживленным днем, а сейчас же мы просто подойдем к шестому школьному дню более локально. То есть будем отталкиваться от пожеланий родителей, чтобы они могли получить ту информацию и те знания, которые нужны именно им. Например, недавно у нас прошла детско–родительская конференция, где мамы с папами имели возможность поделиться друг с другом опытом проведения семейного досуга. Как психолог могу сказать, что если мы за период начальной школы внимательно подойдем к детям и родителям, то со старшим звеном у школы проблем не возникнет.

Тем временем

Приглашение педагогов–предметников в субботу некоторые школы практикуют уже давно. Подходы здесь могут быть разные. Где–то составляют график консультаций учителей, которые всегда их вели, просто сейчас вынесли такие беседы на субботу. А где–то активно внедряется вариант, когда консультации проходят по заявкам родителей. К примеру, в минувшую субботу в минской гимназии № 7 родители могли задать все интересующие вопросы учителям иностранного языка — и про специфику предмета, и про то, что сейчас проходят, и какие нынче требования.

Фото Виталия ПИВОВАРЧИКА

Вопрос ребром

Как изменится работа учреждений дополнительного образования?

«А что нам делать? — спрашивают педагоги этой системы. — Затевать конкурсы, мастер-классы? Для кого? Не напрасный ли это труд, если дети будут шестой день проводить в своей школе?» Сергей Молочников, начальник управления социально–воспитательной работы Академии последипломного образования, впрочем, говорит, что вопрос ненов, как и модели работы:

— Они выстраивались на протяжении многих лет и зависят от многих факторов. Например, в Кормянском или Поставском районах централизованно берет на себя основу организации шестого школьного дня именно учреждение дополнительного образования. Эта положительная практика отмечалась много раз и рекомендована другим районам. И здесь есть несколько вариантов. Можно сделать определенные зональные центры, то есть близко расположенные учреждения объединять для проведения мероприятий шестого школьного дня. Можно ввести в сельских районах нечто вроде «выездных суббот»: учреждение дополнительного образования из районного центра перенесет акцент на наиболее удаленные школы. Еще один момент, более содержательного плана. Учреждения дополнительного образования, с одной стороны, предлагают объединение по интересам, то есть кружки и секции, а с другой — как правило, выступают организаторами массовых мероприятий районного, областного и республиканского уровней. Так вот финалы этих мероприятий будут переноситься именно на субботу. Конечно, не должно быть никакого соперничества между допобразованием и школами, никакой борьбы за «перехват» детей. Учреждение среднего образования не может препятствовать посещению ребенком кружка или секции: завуч по воспитательной работе владеет информацией, сколько ребят у него по субботам заняты вне школы. Наконец, экскурсии. Проводить их как раз таки проще всего именно через учреждения допобразования туристического профиля. Иными словами, речь лишь о том, чтобы каждый район по–новому взглянул на вопросы взаимодействия — надо не принуждать к чему–то детей, а предлагать им максимальные возможности для участия в самых разных мероприятиях.

pasiyak@sb.by

Советская Белоруссия № 22 (25157). Четверг, 2 февраля 2017

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter