Для чего при запуске космических ракет нужна точность снайпера

Когда взлетает такая махина, шум слышен на расстоянии полусотни километров. А если запуск происходит ночью на космодроме становится светло, как в яркий солнечный день.

Недавно наша страна запустила свой первый космический спутник. Однако в Беларуси живет немало людей, кто связал свою жизнь с космосом еще задолго до этого события. Военный комиссар Дубровенского военкомата Игорь Литовчик в 1990-е годы служил на 1-м Государственном испытательном космодроме Министерства обороны Российской Федерации, больше известному под лаконичным названием космодром Плесецк. Сегодня военком называет эту страницу своей биографии не иначе как подарком судьбы.

Не думай о секундах свысока

Воинская служба не по годам серьезного дубровенского паренька привлекала со школьных лет. А когда приятель приехал в отпуск в новенькой военной форме, сомнений в выборе профессии не осталось. Школу он окончил с золотой медалью, и мать настаивала, чтобы Игорь поступал в медицинский. Но его манили небо, звезды, загадки Вселенной, и парень решил подавать документы в Военную инженерно-космическую академию имени Можайского в Санкт-Петербурге. Дубровенский медалист блестяще выдержал вступительные экзамены и углубился в изучение радиоэлектроники космических аппаратов и наземных комплексов.

— Нагрузки были сумасшедшими, даже нам, отличникам учебы было очень непросто корпеть над учебниками и конспектами. А плюс служба, наряды и прочее. Многие не выдерживали бешеного ритма и бросали учебу, — вспоминает Игорь Иванович.

По окончании вуза молодой лейтенант оказался, что называется, на краю света, в юго-западной части Архангельской области, окруженной холодными водами сразу трех арктических морей: Белого, Баренцева и Карского. Именно здесь и находится самый северный космодром планеты.

— Поначалу больше всего меня поразили его размеры, — рассказывает собеседник. — Огромная территория сравнима по площади с Витебской областью. Не меньше удивила и природа. Например, там нет такого понятия как весна. Зима почти мгновенно, едва ли не за ночь, переходит в лето. Только что деревья стояли голыми, и вдруг на них появились листья. И, конечно, завораживают белые ночи.

Но самым ярким воспоминанием стал первый пуск космической ракеты. На тот момент Игорь Литовчик уже занимал должность инженера отделения установки и прицеливания ракет. Перед стартом вся часть эвакуируется на расстояние 15—20 километров, остается только боевой расчет. Задача у него невероятно сложная — отправить на орбиту космическую ракету с наклонением в пять угловых секунд. “Чтобы понять, что это означает, придется вспомнить геометрию, — объясняет Игорь Литовчик. — А для наглядности можно, например, взять транспортир. Что такое градус, думаю, знают все. Так вот, один градус состоит из 60 минут, а одна такая минута из 60 тех самых угловых секунд. То есть пять таких “секундных” делений можно рассмотреть только под мощным микроскопом. Если не уложиться в эти параметры, коту под хвост многомиллиардные затраты и труд тысяч людей”.

Земля в иллюминаторе

Кстати, сама ракета весит 330 тонн и в длину достигает 50 метров.   “Это поистине восхитительное зрелище, и я готов, наверное, пару лет жизни отдать, чтобы снова его увидеть”, — признается Игорь Литовчик.

Бывали, конечно, и внештатные ситуации. Например, в 1996 году через 47 секунд после старта ракета взорвалась из-за неполадок с головным обтекателем космического аппарата. А однажды пришлось запускать спутник в лютый мороз — 47 градусов. Перенести сроки старта было невозможно, ведь этот процесс напрямую связан с вращением Земли. Многие тогда получили серьезные обморожения, вспоминает Игорь Литовчик, но задачу свою выполнили.

Стоит отметить, что с космодрома Плесецк не осуществляются пилотируемые запуски, это связано с его расположением и наклонением орбиты. Но работы здесь хватало всем. На счету моего собеседника 35 точно отправленных на орбиту ракет, и это не только аппараты военного назначения, но и вполне мирные спутники, исследующие околоземное пространство и природные ресурсы нашей планеты, занимающиеся метеорологическими прогнозами, обеспечивающие телефонную радиосвязь и трансляцию телепрограмм. Кроме того, благодаря информации со спутников специалисты могут вовремя прийти на помощь терпящим бедствие судам и самолетам, прогнозировать условия борьбы с пожарами, наводнениями и другими стихийными бедствиями. Именно на орбите дается старт многим перспективным технологиям, и поэтому все, кто служил на космодроме, не без гордости чувствовали себя причастными к делу особой государственной важности.

— Мы работали на совесть, и не случайно наше отделение всегда было одним из лидеров среди расчетов прицеливания, — говорит Игорь Литовчик. Ну а как поощрение за службу в его коллекции наград есть именные часы от вице-премьера Российской Федерации.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter