Длинная рука Поднебесной

Китай опасается повтора у себя советского перестроечного сценария Издательство «Алгоритм» продолжает выпуск серии изданий по наиболее актуальной и интересной тематике. В наше вроде бы свободное от цензуры время тоже существуют неофициальные, а может, и вполне легитимные запреты на освещение некоторых тем. Во всяком случае, современная деятельность китайских спецслужб даже в период советско-китайской конфронтации была, что называется, белым пятном для наших СМИ и книгоиздания в СССР. Но, похоже, эта брешь отныне заполнена благодаря книге-исследованию Олега Глазунова «Китайская разведка», выпущенной «Алгоритмом» в мае 2008 года.

Разведывательная система КНР сегодня – едва ли не крупнейшая и самая эффективная в мире. Она по-прежнему жестко контролируется руководством китайской компартии. И похоже, главный приоритет китайской разведдеятельности – Россия.
Пекин активно  развивал свою разведку со времени начала конфликта с СССР в конце 1950-х годов. Ее причины известны, и, как отметил российский китаевед Олег Малютин еще в конце 1970-х, «если бы не действия Хрущева и Брежнева с их приближенными, раздражавшие Пекин и провоцировавшие его на конфронтацию с СССР и КПСС вплоть до их распада, мы бы, может, и не имели сегодня в числе наших серьезных  противников  китайскую разведку».
Как отмечено в книге, Китай опасается повтора у себя перестроечного сценария и соответственно распада КНР. Поэтому всеми доступными средствами Пекин созидает на внешних рубежах пояс дружественных ему государств, партий и одновременно – пояс нестабильности тех государств, в прокитайской ориентации которых есть сомнения. По этим направлениям все более активно действует разведка КНР. И уже которое десятилетие.
Еще в первой половине
1960-х Мао Цзэдун поставил перед разведорганами КНР главную задачу – разработать варианты комплексного реагирования КНР и ее компартии на такие сценарии: «восстановление сталинских» СССР и КПСС путем «народной революции»; сговор СССР и его «марионеток» с США, НАТО и Тайванем; распад СССР и просоветского соцсодружества благодаря Западу и «хрущевско-брежневским перерожденцам»; образование в постсоветской России подконтрольных Западу марионеточных государств; пересмотр послевоенных границ в Европе и Азии; победа США в Индокитае и Корее.
Судя по книге, такие разработки были подготовлены и воплощены. А провал на рубеже 1960–1970-х годов советских планов физического устранения Мао Цзэдуна, причем даже с помощью Тайваня, существенно расширил и усилил китайскую разведдеятельность, причем небезуспешную, в СССР. Важно в этой связи и то, что разведсистема КНР почти полностью скопирована с аналогичной системы «сталинского» Советского Союза.
В книге отмечено, что агенты засылались и засылаются из Китая в СССР-РФ «на оседание», и зачастую в принудительном порядке. Им ставится задача – обосноваться в определенной местности, получить гражданство, российский (советский) паспорт и ждать часа «икс». Характерный пример, упомянутый в исследовании О. Глазунова: Юрий Уфимцев в книге «Сквозь бамбуковый занавес: КГБ в Китае» (2006 г.) приводит рассказ сотрудника КГБ. А именно в 1969 году к нам перешел капитан китайского МГБ, с собой он имел  секретные документы. Сказал же он нам буквально следующее: «Вам еще предстоит столкнуться с Китаем. Ему просто некуда будет деваться. Или вас возьмут «бархатно», женясь, поселяясь, устраиваясь на постоянную работу. А китайцы – хорошие семьянины».
После краха СССР  в Россию, утверждается в книге Глазунова, лавиной ринулись китайцы из соседней Маньчжурии. Они все знали и знают русский язык, традиции, менталитет россиян, в том числе сибирских и дальневосточных. Многие даже владеют языками большинства народов Сибири и Дальнего Востока РФ.
Эти факторы стали основой тотального китайского шпионажа против РФ. Кстати, русский язык с 1950 года по-прежнему обязателен для изучения в КНР, в том числе в системах подготовки партийно-государственных, комсомольских и разведывательных кадров. По данным китайских источников, русским владеют около 300 миллионов человек – то есть до четверти нынешнего населения этой страны!
 Несмотря на провозглашаемое стратегическое партнерство между Россией и Китаем, МГБ КНР ведет разнообразную разведывательную работу в России, да и во всем мире. Причем с помощью той части советской резидентуры, которая сумела избежать разоблачения на Западе благодаря ее переподчинению Пекину в 1990–1991 годах.
В те годы, напомним, Вадим Бакатин со товарищи выдали Западу практически всю советскую резидентуру. Такому «сценарию» китайская разведка всячески способствовала, убеждая резидентов в том, что если «горбачевцы» предали  СССР и КПСС, то Китай никогда не изменит свой цвет и усилит противостояние с Западом. И по-прежнему будет поддерживать подлинных коммунистов.
От похищения научно-технологических проектов, в том числе военного назначения, до детального изучения кадров и настроений в России, особенно в Сибири и на Дальнем Востоке; от вывоза в КНР документов, компрометирующих российские властные и бизнес-структуры, до вербовки новой российской агентуры – таков спектр работы китайской разведки в России. По многим причинам такая деятельность КНР едва ли станет менее активной. Это главный и небезосновательный  вывод автора книги.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter