Дизель на вырост, или Не кашляй от выхлопа, Европа!

Минский  моторный  испытал  двигатель  стандарта  «Евро-4»,  которому  предстоит  конкурировать  на  мировом  рынке То, что новый двигатель Минского моторного завода более экологичный, чем его предшественники, видно и без всяких приборов. Лишь легкое покачивание воздуха и негромкий шум мотора свидетельствуют о том, что дизель работает. Конкуренты минчан в СНГ еще разрабатывают аналоги класса «Евро-4» для грузовиков и автобусов, а генеральный директор ММЗ Николай Лобач и помощник Президента Беларуси Сергей Ткачев под аплодисменты уже запустили в работу первый бездымный агрегат. У него меньше расход топлива, выброс окислов азота, твердых частиц и так хорошо знакомого автомобилистам CO. Всего-то 1,5 процента против четырех у такого же двигателя стандарта «Евро-2». С более старшими предшественниками и сравнивать нечего — те уступают, как минимум, в десять раз. Идея уменьшить вредные выбросы от горячих автомобильных сердец сама по себе хороша. Но если бы знали потребители и окружающие, как защита экологии заставляет напряженно работать изворотливую конструкторскую мысль! С 1997 года на Минском моторном внедряют рекомендованные Европейским союзом стандарты. Но их требования год от года все строже и строже. И хотя нормы «Евро-4» вступают в силу с 1 января 2010 года, за оставшееся время заводчанам нужно успеть поставить новую продукцию на конвейер. — Не оставляет сомнений, что серийное производство нового двигателя Д-249 будет освоено к IV кварталу 2009 года, — заверяет генеральный директор Николай Лобач...

Минский  моторный  испытал  двигатель  стандарта  «Евро-4»,  которому  предстоит  конкурировать  на  мировом  рынке

То, что новый двигатель Минского моторного завода более экологичный, чем его предшественники, видно и без всяких приборов. Лишь легкое покачивание воздуха и негромкий шум мотора свидетельствуют о том, что дизель работает. Конкуренты минчан в СНГ еще разрабатывают аналоги класса «Евро-4» для грузовиков и автобусов, а генеральный директор ММЗ Николай Лобач и помощник Президента Беларуси Сергей Ткачев под аплодисменты уже запустили в работу первый бездымный агрегат.

У него меньше расход топлива, выброс окислов азота, твердых частиц и так хорошо знакомого автомобилистам CO. Всего-то 1,5 процента против четырех у такого же двигателя стандарта «Евро-2». С более старшими предшественниками и сравнивать нечего — те уступают, как минимум,
в десять раз.

Идея уменьшить вредные выбросы от горячих автомобильных сердец сама по себе хороша. Но если бы знали потребители и окружающие, как защита экологии заставляет напряженно работать изворотливую конструкторскую мысль!

С 1997 года на Минском моторном внедряют рекомендованные Европейским союзом стандарты. Но их требования год от года все строже и строже. И хотя нормы «Евро-4» вступают в силу с 1 января 2010 года, за оставшееся время заводчанам нужно успеть поставить новую продукцию на конвейер.

— Не оставляет сомнений, что серийное производство нового двигателя Д-249 будет освоено к IV кварталу 2009 года, — заверяет генеральный директор Николай Лобач.

— СМИ все чаще пишут, что двигателям внутреннего сгорания осталось недолго работать, — говорит главный конструктор ММЗ Роман Каменецкий. — Однако заводы-производители стремятся успеть сделать такие конструкции, которые бы свели выбросы к минимуму. Это дается очень тяжело. Когда мы разрабатывали двигатели «Евро-2», казалось, что подобная задача просто невыполнима. 

Осознавая важность создания нового дизеля, руководство завода выделило для этого проекта самое лучшее. В команду конструкторов вошли перспективные молодые кадры, а для нужд производства завод закупил десятки единиц современного оборудования. Два года конструкторы работали без выходных, часами задерживаясь после смены. Это была уже не модернизация мотора, как в случае, когда внедрялись нормы «Евро-3», создавалась совершенно новая конструкция. Без электронного управления топливоподачей не обойтись, осознали разработчики. Плечо снова подставили немцы. Сотрудничество с одним из признанных лидеров в разработке дизельных двигателей — фирмой «Robert Bosch» — началось еще в 2003 году. Тогда немецкие конструкторы помогли белорусам внедрить систему топливоподачи «Common Rail» на двигателях стандарта «Евро-3». 

Нынешняя разработка ММЗ получила индекс Д-249. Это прародитель будущего семейства двигателей «Евро-4», возможно, и «Евро-5» — четырехцилиндровый рядный агрегат объемом 4,75 литра и мощностью 190 лошадиных сил. По габаритам и массе он похож на предшественника — Д-245.

Но это лишь внешнее сходство двух абсолютно разных по внутреннему строению агрегатов. Мощность Д-249 при том же рабочем объеме возросла до 140 кВт против 90. 

В I квартале будущего года Минский моторный завод займется эксплуатационными испытаниями новинки на МАЗе и московском ЗИЛе. А уже вчера на ММЗ приступили к стендовым испытаниям Д-249. Впрочем, если с продажей двигателей «Евро-3» у белорусов нет проблем — российские ЗИЛ, ГАЗ, ПАЗ и белорусский МАЗ охотно устанавливают их на свои машины, то массовость будущих продаж семейства Д-249 россияне ставят под сомнение. 

— Не будем скрывать, мы вложили серьезные деньги в разработку аналогичного двигателя стандарта «Евро-4» на Ярославском моторном заводе, — заявил журналистам представитель группы ГАЗ. 

Понятно, что здесь минчанам предстоит сражаться с конкурентами за счет конструктивных преимуществ, объемов продукции и, безусловно, скорости внедрения разработки на конвейер. Первый бой — в первенстве создания — уже выигран. Будут ли одержаны победы в иных номинациях – покажет время. 

Пока же с 1 ноября ММЗ начал серийный выпуск дизельных двигателей «Евро-3» и «Tier 3А» (тракторной модификации), поскольку с 1 января 2008 вступает в силу экостандарт «Евро-3». До конца года завод изготовит 100 таких силовых агрегатов, а в будущем году предприятие намерено взять планку в 30 тысяч единиц. Всего же в 2007 году ММЗ выпустит 132 тысячи двигателей. В 2008 году завод должен изготовить 5 тысяч дизелей «Tier-3» для Минского тракторного завода. Машины с такими двигателями смогут экспортироваться в Европу – теперь белорусский землепашец вписывается в строгие эконормы. А они продолжают ужесточатся. И недалек тот день, когда на смену солярке и бензину придет биотопливо. Как рассказал заместитель министра промышленности Беларуси Валентин Гуринович, в 2007 году ОАО «Гродно Азот» изготовит 5 тысяч тонн биотоплива с добавлением 5 процентов метилэфира. Под него на Минском моторном заводе уже начали разрабатывать дизельные двигатели. 

На снимке: Минский моторный представил двигатель "Евро-4".

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter