На этой неделе заслуженная артистка Беларуси Валерия Арланова отметила юбилей

Дитя апреля

Актриса Валерия Арланова на экране и сцене может всё

Валерия Арланова — из числа штучных артисток, «индпошив». Много лет успешно и с большим удовольствием работает в минском Театре киноактера. Репертуарный шлейф спектаклей, которые она украсила собой, впечатляет: «Таланты и поклонники», «Пигмалион», «Безымянная звезда», «Волки и овцы», «Очень простая история», «Средство Макропулоса»… Зрители приходят «на Арланову». А еще в ее копилке — кино и сериалы. Партнерство со Стефанией Станютой, работа с Валерием Рубинчиком и Александром Ефремовым, художественным руководителем театра, народным артистом Беларуси и прежде всего любимым мужем. В начале апреля Валерия отпраздновала юбилей. Позволим себе несколько штрихов к ее и без того неотразимому портрету.

Это сейчас Арланова — безоговорочная звезда, одна из самых востребованных актрис, лауреат международных театральных форумов и кинофестивалей, ведущий мастер сцены Театра киноактера, заслуженная артистка Беларуси. В ее жизни, как и у любого человека, всякое бывало: и минуты отчаяния, и мысли об уходе из профессии…

Дебют Валерии в большом кино состоялся в картине Виталия Шувагина «Метанойя»: будучи студенткой-второкурсницей, она сыграла в партнерстве с великой Стефанией Михайловной Станютой и Семеном Морозовым (хулиганом Афанасием Полосухиным из «Семи нянек» Ролана Быкова). Эстет Валерий Рубинчик пригласил Арланову в картину «Пейзаж с тремя купальщицами». Фильм трудно назвать удачей большого мастера, однако он был осенен присутствием в кадре актера такого калибра, как Регимантас Адомайтис.

После небольших ролей пришла и главная — слепой красавицы Саши в лирической мелодраме Александра Ефремова «Поводырь». Затем было партнерство с Зинаидой Шарко и Михаилом Ефремовым в картине «Дунечка» этого же режиссера. А еще «Соблазн», «Рифмуется с любовью…», «Покушение» — каждый фильм с участием Арлановой оказывался в центре внимания кинообщественности. О картинах говорили и спорили критики, киношники, зрители. Не зря однажды легендарная Зинаида Броварская на театральном фестивале «Маладзечанская сакавiца» именно Лере передала символ искусства — зажженную свечу. Это было хорошим знаком посвящения в актерское таинство. К тому же этот символ она получила в Молодечно, на своей любимой малой родине.

Ее амплуа — лирические героини, легкие, воздушные, порой незащищенные и сентиментальные, порой «на грани нервного срыва». Валерия Арланова как никто умеет «играть любовь»: на полутонах, на одном только взмахе ресниц. Она актриса бесконечно чувственная, серьезной европейской школы, не местечкового пошиба. В одной из статей я назвал ее нашей Татьяной Друбич, и это не было преувеличением: та же интеллигентность, то же чувство собственного достоинства и порода, тот же вкус и стать. Как и Друбич, она не разменивается в работе. Как у Друбич, у нее есть свой Пигмалион — муж и режиссер Александр Ефремов. Они — самая красивая пара нашего театра и кино. Их появления на красной дорожке всегда ждут. Они — в центре фотовспышек. Если пришли Ефремов и Арланова, значит, событие или фестиваль состоялись. Они — наши звезды.

Валерия интересно взрослеет. К врожденному шарму прибавляется волнующая опытность. Не зря медийный артист Александр Балуев пригласил ее на одну из ролей в свой режиссерский дебют — картину «Отель». Наверное, ей легко играть в современном материале после классики, потому что именно на классике проверяется актер и там проходит свою главную школу.

«Мне проще играть классику»

В интервью журналу «На экранах» Валерия признавалась: «Мне, видимо, по моей актерской природе проще играть классику. Я в самом деле порой теряюсь, когда нужно произнести какую-то бытовую реплику, к примеру: «Подай мне стакан!» В классических пьесах нет бессмысленных фраз, вот в чем, наверное, дело. А в современных — сколько угодно».

О своем муже в том же интервью она говорит: «Его часто сравнивают с Пигмалионом. Да, есть сходство. И не только потому, что он поставил спектакль по Бернарду Шоу, а я сыграла в нем Элизу Дулитл. Просто у него есть очень редкий человеческий талант: он способен вдохнуть жизнь в то, что любит, — в фильм, спектакль, любимого человека. Он дарил мне себя, а подарил — меня… Мы столько пережили вместе. Все было: и кризисы, и катаклизмы. Творческие, семейные, финансовые. Трижды горела наша общага!.. Спасал наш общий дом Саша, «заслуженный спасатель «Беларусьфильма»: не дожидаясь приезда пожарных, он всегда первым вступал в единоборство с огнем!..»

Не предала ни себя, ни профессию

Наверное, все пережитое и отражается в ролях. Все они сегодня удивительно одухотворены и отмечены печатью подлинного аристократизма, который невозможно наработать, с ним можно только родиться. Интересно, что Валерия не сразу обрела свой театр — Театр-студию киноактера. Успела поработать в театре «Вольная сцена», а также в Русском, ТЮЗе. Было и восемь месяцев без работы, которые наталкивали на самые разные мысли, вплоть до ухода из профессии. Она признается, что вообще лет до 30 сомневалась, ощущала невостребованность и порой безысходность. Но на пороге киностудии «Беларусьфильм» случилась судьбоносная встреча с Александром Кашперовым и Петром Юрченковым — старшим, которые посоветовали попробовать силы в Театре-студии киноактера. И тогда она нашла свой театр-дом.

Хочется верить, что на киностудии «Беларусьфильм» начнется новый этап и режиссеры обратят внимание на сильную и талантливую актрису. Что появятся такие же интересные проекты, как «Соблазн» Маргариты Касымовой по сценарию ведущего белорусского драматурга Елены Поповой или 12-серийный «Тяжелый песок» Антона Барщевского, снятый по роману Анатолия Рыбакова. Теперь Арланова может выразить уже не только себя, но боли и радости своего поколения, попавшего в непростые жернова малокартинья и безвременья 1990-х. Ведь она из числа тех, кто, пройдя самые сложные времена и испытания, не предал себя и профессию. За одно это Валерия заслуживает преклонения.

Сегодня она может сыграть и «сильную женщину, плачущую у окна», и простушку, и коварную обольстительницу — ей подвластно все. Жаль, современная экранная драматургия часто ограничивается ходульными любовными треугольниками, предсказуемыми интригами и характерами — развернуться настоящему дарованию там негде. Актерской отдачи, «полной гибели всерьез», о которой писал Борис Пастернак, сегодня попросту не требует рынок. Нацеленный на примитив, упрощение и быструю прибыль, он просто не будет знать, что с этой отдачей делать. Но это не повод снижать планку. Талант есть — придет и новое кино.

Еще раз с юбилеем, Валерия!

КСТАТИ

Валерия Арланова родилась в год Свиньи. У поклонников актрисы есть традиция — дарить ей игрушечных свинок.

НАГРАДЫ

♦ Приз «За лучшую женскую роль» в фильме «Поводырь» (реж. А. Ефремов) на 4-м Международном кинофестивале «БРИГАНТИНА-2001» (г. Бердянск, Украина).

♦ Приз зрительских симпатий за роль в фильме «Поводырь» (реж. А. Ефремов) на VIII Международном кинофестивале стран Содружества Независимых Государств и Балтии «Лiстапад-2001».

♦ Специальный приз газеты «Советская Белоруссия» самой обаятельной киноактрисе года (2001).

♦ Стипендиат специального фонда Президента по поддержке творческой интеллигенции.

♦ Медаль Франциска Скорины (2011).

ЗВЕЗДНЫЕ СПЕКТАКЛИ В ТЕАТРЕ КИНОАКТЕРА

«Последняя женщина сеньора Хуана», «Таланты и поклонники», «Пигмалион», «№ 13», «Очень простая история», «Средство Макропулоса», «Волки и овцы» и многие другие.

pepel@sb.by

Фото БЕЛТА

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter