Ровно три года назад, 21 ноября 2000 года, начался отсчет полномочий Палаты представителей Национального собрания второго созыва. Чем живет сегодня представительный и законодательный орган власти? Об этом мы попросили рассказать председателя палаты Вадима ПОПОВА.
- Вадим Александрович, у депутатов порой не только разные взгляды на те или иные вещи, но и свои амбиции. Удовлетворены ли вы общей атмосферой в Палате представителей?
- На своем веку мне пришлось возглавлять разные коллективы. Однако Палата представителей, избранная всенародно, - это коллектив особого рода. Здесь собрались люди с большим жизненным, профессиональным и управленческим опытом, представляющие и отстаивающие интересы разных слоев общества и разных регионов. Конечно, они не без амбиций, с устоявшимися взглядами на общественно-политические и социально-экономические процессы. Восемнадцать депутатов являются членами политических партий. Хотя на заседаниях профильных комиссий и в Овальном зале нередко эмоции кипят (бывает и такое) через край, надо отдать должное депутатам - культура полемики сохраняется.
Знаете, что мне видится самым главным в общей атмосфере работы парламентариев? При всей подчас полярности мнений, особенно на начальной стадии обсуждения тех или иных законодательных инициатив, у депутатского большинства хватает способности достигать согласия по принципиальным вопросам, фокусировать свое внимание на государственном, народном интересе, отстраняясь от каких-то групповых и личных амбиций. Я благодарен за это своим коллегам.
- На организационной сессии Палаты представителей Президент отметил, что при всех заслугах белорусского парламента первого созыва, он не использовал полностью возможностей, которые заложены в Конституции. Удалось ли это нынешним депутатам?
- Эти три года были для нас временем конкретной созидательной работы. Главное, пожалуй, состоит в том, что депутаты сосредоточили внимание на создании системной законодательной базы, обеспечивающей долгосрочную государственную политику. К подготовке законопроектов сегодня активно привлекаются ученые, эксперты и практики, представители министерств, ведомств, общественных организаций. Широкое обсуждение проектов нормативных правовых актов в местных органах власти, трудовых коллективах, на встречах с населением в избирательных округах делает законотворческий процесс прозрачным, дает возможность принимать своевременные и, что очень важно, адекватные общественным ожиданиям решения.
Идет предметная работа по развитию взаимодействия с парламентами других стран и международными парламентскими структурами. Закономерным результатом чего и стало восстановление статуса Национального собрания в Парламентской Ассамблее Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе. Продолжается поиск взаимопонимания с Парламентской Ассамблеей Совета Европы, который мы ведем с позиции конструктивного диалога, к чему призываем и своих европейских коллег.
Мы будем и впредь стремиться к тому, чтобы голос наших парламентариев на международной арене был веским и авторитетным и всегда звучал в интересах страны.
- Насколько, по вашему мнению, принятые парламентом законы соответствуют потребностям нынешнего этапа социально-экономического развития страны?
- Законотворческие приоритеты определены в Концепции совершенствования законодательства, утвержденной Президентом. Разработана программа подготовки проектов законов на 2003-2005 годы, где учтены предложения всех субъектов права законодательной инициативы, в том числе и депутатов Палаты представителей.
К примеру, внесены продиктованные жизнью коррективы в Инвестиционный кодекс, изменения в Налоговый кодекс предусматривают поэтапное снижение налогов. Урегулированы правовые вопросы транзитных и внутренних грузопотоков энергоносителей, повышения эффективности автомобильного и водного транспорта, деятельности естественных монополий. Пополнилась новыми законодательными инициативами нормативная база реформирования агропромышленного комплекса, в том числе и по реорганизации убыточных сельскохозяйственных предприятий.
Мы последовательно решаем задачу, поставленную перед парламентариями Главой государства, по законодательной защите открытой конкуренции и прав собственника, развитию предпринимательства. Законодательно урегулированы правовые отношения в сфере гражданства, порядок реализации гражданами права законодательной инициативы и вопросы проведения массовых мероприятий. С учетом международной практики по соблюдению прав человека принята новая редакция закона о свободе вероисповеданий и религиозных организациях.
Создан правовой фундамент национальной безопасности страны. Путевку в жизнь получили законы об утверждении военной доктрины, об обороне, о Вооруженных Силах, об оружии, о борьбе с терроризмом.
Люди должны чувствовать себя защищенными и на улице, и в общественных местах, и дома. Блок базовых нормативных документов по вопросам борьбы с правонарушениями и преступностью значительно укрепит законодательную базу для охраны правопорядка.
Весомым результатом работы я считаю принятие новых редакций законов об образовании, о здравоохранении и о Национальной академии наук Беларуси, законов о ветеранах, о защите прав потребителей, о профессионально-техническом образовании, внесение изменений и дополнений в законы о физической культуре и спорте, о туризме. Законодательно определен механизм установления размера минимальной заработной платы и ее поэтапного приближения к социальным нормативам. Принят закон, который позволяет изыскивать дополнительные источники увеличения средств Фонда социальной защиты с последующим направлением их на увеличение размеров пенсий. Так что работа идет в оптимальном режиме.
- Парламент часто подвергается критике в оппозиционных СМИ, мол, не противопоставляет себя исполнительной власти, не бурлит... Каково ваше мнение на этот счет?
- Если критикуют, значит, парламент живет и действует. Может быть, политическая стабильность в стране кому-нибудь и наскучила, но не большинству населения. Наши люди ценят мир и согласие в обществе.
Как бы ни упражнялись некоторые политики от журналистики и публицисты от политики в своем стремлении манипулировать общественным сознанием, позиция парламента остается взвешенной и конструктивной. Даже наши самые рьяные оппоненты готовятся к очередным парламентским выборам, которые состоятся в следующем году.
Да, парламент не противопоставляет себя другим ветвям государственной власти. Ну и что в этом плохого? Единство властных органов в решении общенациональных социально-экономических и иных проблем - это же нормальная ситуация для демократических стран Европы. В нашей стране сложилось такое единство - и прекрасно!
- Вадим Александрович, после седьмой сессии Палата представителей выйдет на финишный отрезок своей работы. Что вы считаете наиболее важным на этом завершающем этапе?
- Да, три четверти пути для нынешнего депутатского состава уже стали историей. Но собирать чемоданы нам еще рано. В разгаре осенняя сессия. Сейчас наша первоочередная забота - подготовка к рассмотрению на пленарном заседании проекта закона о бюджете страны на 2004 год. Дорабатывается и ряд других нормативных правовых документов экономического и социального характера, в том числе ожидаемый Жилищный кодекс в новой редакции.
Думаю, что после выборов в Государственную думу мы вместе с нашими российскими коллегами активнее займемся вопросами сближения и гармонизации национальных законодательств, особенно в экономической сфере, а также формированием правовых основ союза Беларуси и России.
Полагаю, что депутаты Парламентского собрания уже в этом году дадут "зеленый свет" союзному бюджету, что позволит своевременно финансировать союзные программы.
Перед белорусским парламентом на нынешнем этапе стоят вполне конкретные законотворческие задачи, которые необходимо решать с учетом долгосрочных стратегических приоритетов социально-экономического развития страны и системной трансформации общества. С таким настроением мы и будем работать до завершения своих депутатских полномочий.
Дистанция, где нет финиша
Ровно три года назад, 21 ноября 2000 года, начался отсчет полномочий Палаты представителей Национального собрания второго созыва.