Дисбат

Повторять былые «подвиги» осмеливаются не более одного–двух из ста бывших «дисциплинарников»
Повторять былые «подвиги» осмеливаются не более одного–двух из ста бывших «дисциплинарников»

Все, кто служат и одновременно отбывают наказание в дисциплинарной воинской части белорусских Вооруженных Сил, — рядовые переменного состава. Других званий для этой категории военнослужащих в дисбате нет. Каждый из проштрафившихся срочников осужден к лишению свободы за то или иное преступление, но не оторван от воинского коллектива. Эффективнее меры не придумаешь. Чтобы понять, в чем соль дисбатовских будней, журналистка «СБ» провела день в дисциплинарном батальоне.

Солдат или осужденный?

На первый взгляд дисциплинарная воинская часть не отличается от любой другой. О том, что здесь служат осужденные, говорят колючая проволока вдоль высокого кирпичного забора, надписи «Стой! Стреляют!», четыре вышки с часовыми и решетки на окнах и дверях казарм. Ночью охрана усиливается: вместе с часовыми сторожат солдатский сон специально обученные караульные собаки. Кстати, исправляют и воспитывают в дисбате не только жесткой дисциплиной и общественно полезным трудом, но и словом. Словом, пожалуй, в первую очередь.

За что можно угодить в дисциплинарную часть? Из 91 дисбатовца более трети попали под суд за нарушение уставных правил взаимоотношений между военнослужащими. Как известно, в армии подобным нарушением может стать даже пощечина. Десятая часть военнослужащих батальона — «самовольщики». Дисбатовцы — одновременно и осужденные, и солдаты. К слову, это обстоятельство очень заинтересовало представителей бундесвера, посетивших Минск пару лет назад. Криминальная среда — не самое лучшее условие для исправления, признали немецкие военные и взяли на заметку опыт белорусских коллег. Кто знает, может быть, в скором будущем в бундесвере появится свой дисбат?

Распорядок дня в батальоне армейский: в 6.30 — подъем, в 22.30 — отбой. В промежутке — трудотерапия и учебные занятия по строевой, физической и идеологической подготовке. После ужина — час свободного времени, в 21.00 — обязательный просмотр телепрограммы «Панарама». Кстати, на завтрак, обед и ужин проштрафившиеся воины получают столько же калорий и витаминов, сколько и обычные солдаты срочной службы. Единственная отличительная особенность — ежечасные и внезапные поверки личного состава и ограниченное количество свиданий с родными: 2 краткосрочных (до 4 часов) в месяц и одно длительное (до 3 суток) в квартал. Зато письма отправлять и получать можно хоть каждый день. Воскресенье — законный выходной.

Большинство дисбатовцев усвоили: нарушать воинскую дисциплину невыгодно — можно схлопотать выговор или лишиться очередного свидания. «Дедовщина» исключена: буквально по каждому синяку проводится тщательное служебное расследование. Максимальный срок службы в дисбате — 2 года. Однако в общий «армейский стаж» он засчитывается только при условии безупречного поведения осужденного (по ходатайству командира дисциплинарной воинской части). Если имеются взыскания — дослуживаешь там, куда призывался. Кроме того, у дисциплинированных солдат есть шанс освободиться условно–досрочно.

Только вот дисбатовцу Сергею Данику о сокращении срока мечтать не приходится. Редкий случай: предыдущий урок, преподанный ему в дисбате, как говорится, не пошел впрок. Отбыв наказание и вернувшись в свою часть, рядовой через неделю ушел в самоволку: соскучился по девушке. «Третьего раза не будет», — уверяет Сергей. Что ж, возможно, за 5 месяцев дисциплинарной службы, отмерянных ему по суду, он и в самом деле укрепится в этой мысли.

Рядовой Александр Барко попал на скамью подсудимых за незаконный оборот психотропных веществ. Говорит, подставили, сам наркотиками не баловался. Пока за Александром серьезных проступков не числится. Мастер спорта по тяжелой атлетике, он все свободное время проводит в спортивном уголке. Награда за образцовое поведение — перевод во взвод с улучшенными условиями отбывания наказания. Оттуда — прямая дорога на свободу. Для Александра, считают командиры спортсмена, она открыта.

Принцип взаимного уважения

— Дисбат есть дисбат. Здесь могут строго наказать за незастегнутую пуговицу на гимнастерке, но всегда пойдут навстречу солдату, если у него беда, — знакомит с законами батальона командир дисциплинарной роты майор Сергей Толопило. — В исключительных случаях предоставляются увольнительная или отпуск. Очень многое зависит от командира. Унизишь человеческое достоинство подопечного, он тебе ответит тем же. А вот принцип взаимного уважения за 8 лет службы в дисбате меня ни разу не подводил.

Треть отбывающих наказание военнослужащих — из неполных или неблагополучных семей. Ко многим из них никто не приезжает на свидания: на водку деньги есть, а вот на поездку к сыну — не находится. Вместо родителей воспитываем парней мы. Не устаю повторять: преступление преступлению рознь. Не справился с управлением автомобилем и стал виновником ДТП — это одно. Угнал машину, чтобы прокатиться из ночного клуба в компьютерный, — совсем другое. Пытаюсь объяснить разницу. Дисбат — суровое наказание. Но, поверьте, многие, отбыв его, нас благодарят. Тот, кто привык к воинской дисциплине, сумеет навести порядок и в собственной жизни.

В качестве иллюстрации к сказанному Сергей Толопило провожает меня в спальное помещение. Чистота тут идеальная. На кроватях — ни морщинки. «Открою секрет, — улыбается майор. — Одеяла и подушки разглаживаются специальными деревянными плашками». По дисбатовским правилам солдатские тумбочки все время держатся открытыми. Мыло, зубная щетка, расческа, канцелярские принадлежности, книги — все на своем месте. Несколько рядовых с усердием натирают полотером пол. Приобретенные хозяйственные навыки в жизни им наверняка пригодятся.

Что не дошло до головы, впитывается через ноги

В батальоне созданы прекрасные условия для поддержания в солдатах здорового духа. Хватает, однако, и пищи для ума. Работает комната досуга и информации (оборудована она руками самих военнослужащих). Регулярно привозят свои спектакли артисты белорусских театров. В учебную программу включен воспитательный час.

Кстати, переменный состав дисбата за последние 4 года сократился в 5 раз. О чем это говорит? В данном случае — об устойчивой тенденции: правонарушений в армии стало меньше. По сведениям Министерства обороны, уровень преступности по сравнению с 1994 годом снизился почти в 2 раза. В министерстве это прокомментировали так: «Повлияло на ситуацию реформирование Вооруженных Сил: созданы объективные условия для укрепления правопорядка. Именно в белорусской армии впервые появилась принципиально новая система по поддержанию воинской дисциплины. В чем ее суть? Исключается возможность сокрытия преступлений. Командир, который бескомпромиссно, в соответствии с законодательством принимает необходимые меры по обеспечению правопорядка, отныне социально защищен. В частности, реализованы предложения, о которых писали еще в дореволюционных журналах. Офицеры того времени отмечали несправедливость положения, когда их наказывали за проступки подчиненных без всякой на то причины. Сегодня за проступок отвечает непосредственный виновник, а главный критерий оценки деятельности должностных лиц — забота о жизни и здоровье военнослужащих.

Активно идет работа по научному обеспечению дисциплинарной системы. В последние годы проведено несколько исследований различных аспектов профилактики преступности. Беларусь стала первой из государств СНГ, где в подразделениях введены должности военных психологов. Наши военно–учебные заведения готовят специалистов с квалификацией социальный педагог, педагог–психолог.

И, наконец, самое главное — воспитание патриотического сознания и высокой духовности. Беларусь, кстати, единственное государство на постсоветском пространстве, где создан собственный военный театр — Драматический театр Белорусской армии. Высокий моральный дух — важнейший фактор обеспечения национальной безопасности, важнейшее условие поддержания крепкой воинской дисциплины».

С этим трудно не согласиться. Нравственность ведь, как известно, — не абстрактное понятие, а зеркало отношения к родным и близким людям, к дому, родине.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter