Директор Белгосцирка Владимир Шабан - о грядущем фестивале циркового искусства и поющих крокодилах

Дирижерская палочка для тигра

В цирке нас не ждали. Для чистоты эксперимента заранее о своем визите мы не сообщали. Но пробиваться через заслоны охраны не пришлось. Пару минут переговоров — и мы у вольеров с животными. Характерного запаха почти не чувствуется. На полу — свежие опилки. Лошади, ламы, верблюд тянутся мордами к нашим сопровождающим, без которых сложно не заблудиться в цирковых лабиринтах. Нас знакомят с Гошей — слепым жеребцом в летах, который давно не выходит на манеж, гуляет только во дворе цирка, доживая свой век в любви и почете, как надлежит заслуженному артисту. Рассказывают о малыше ламе, появившемся на свет, когда белорусская труппа возвращалась домой с гастролей, — он уже состоявшийся артист. Ведут мимо душевой для зверей, где еще не просохла вода после купания Гоши. И дальше, мимо солярия. Правда, летом солнечные ванны цирковые животные принимают на свежем воздухе — во дворе мы встретили лошадь, осликов и макаку. И пройдя через репетиционный манеж и вольеры с буйволами, поднялись в кабинет директора. Тема запрета на выступления зверей в цирке сейчас одна из самых острых. 50 стран с цирковыми дрессировщиками больше не сотрудничают. Латвия первой на постсоветском пространстве приняла такой закон. Подобный законопроект рассматривается сейчас в Госдуме России. Цирки закрываются. Разговоры о недостатке денег и кризисе идей на манеже — почти общее место. Но наш цирк в этих дебатах не участвует. Можно ли говорить о кризисе при стопроцентной заполняемости зала едва ли не на каждом представлении? Сегодня здесь делают очередной косметический ремонт и думают знаете о чем? О первом международном цирковом фестивале, которым по осени Белгосцирк собирается открыть новый сезон.

— 1 июля мы завершили прием заявок, а всего их пришло 180, — сверяется с бумагами директор Владимир Шабан. — Представлены практически все континенты: Европа, Азия, Северная Америка, Африка, Австралия. Для фестиваля худсовет отобрал 25 номеров — больше нет смысла, чтобы не утомить ни жюри, ни публику. Открытие назначено на 21 сентября, формат — как у большинства таких форумов: три конкурсных дня и гала–концерт. Выбор, конечно, был непростым. С Жениусом Матабошем, директором известного циркового фестиваля в испанском Фигерасе, мы консультировались в том числе по этому вопросу. Как отказать хорошему артисту, чтобы не обидеть? Ведь наша цель сделать программу не только из аховых номеров, но и чтобы они были максимально непохожи. Жениус дал очень простой совет — пригласить на следующий фестиваль.

— Значит, есть гарантии, что наш первый будет не последним?

— Мэрия поддерживает идею проводить фестиваль каждые два года. Ежегодно, как в Монте–Карло, пожалуй, не стоит. Все–таки это адский труд и немалые затраты. Знаете, чего стоит привезти 14 артистов из одной только Северной Кореи? Но ради них мы пойдем на финансовые издержки. Я видел их номер, как они летают под куполом — просто фантастика. Это обязательно надо показать нашей публике.

— Белорусские артисты будут?

— А как же. Предлагаем на фестиваль три новых номера. Наших молодых, но уже знаменитых воздушных гимнастов Максима Виноградова и Веронику Рабчонок, недавно взявших в Астане свое второе фестивальное золото. Конный номер Бориса Лазарова, имевший ошеломляющий успех во время гастролей по Украине. И дрессировщика Айдына Исрафилова, работающего с осликами и обезьянами.

— Кстати, про осликов. Много ли животных в фестивальной программе?

— Немало. Львы и тигры из Египта, голуби из Латвии...

— Подождите, в Латвии же закон.

— Простите, из Голландии — сейчас этот латышский артист работает там. В Латвии цирк вообще закрылся. Правда, бывший директор взяла в аренду шапито и проводит фестивали, поскольку не может жить без этого.

— А знаете, о чем я сейчас вспомнила? Как 7 лет назад во время шоу с крокодилами к ногам нашей компании, сидевшей в первом ряду, с бордюра арены свалился крокодил. Среди голосов в защиту зверей почему–то не слышно ни одного за публику. Сетку вокруг арены сегодня натягивают только для больших кошек, но ведь не только они способны на неадекватные реакции.

— До драматических случаев с животными в нашем цирке не доходило. Не так давно я был в Москве на саммите по поводу дрессуры — весь мир отказывается от жестких методов, теперь все работают только на личных контактах с питомцами. Ну нет в современном цирке прежних издевательств над животными! Взять крокодилов... Я был на крокодильей ферме у Димы Зельцера, известного продюсера таких шоу. У каждого из его подопечных — отдельный бассейн, им там включают классическую музыку, и они поют.

— Поют? А почему в цирке мы этого не слышим?

— Представьте себе — в тон музыке издают высокие звуки. Но для этого крокодилам нужна комфортная «домашняя» среда, добиться этого на манеже от них невозможно даже профессионалу с многолетним опытом. А современные дрессировщики — большие профессионалы. Скажем, Сергей Нестеров из знаменитой династии Нестеровых, который буквально с дирижерской палочкой работал в нашей предыдущей программе с белыми тиграми. Или Серго Самхарадзе, выступающий сейчас с номером, который перенял у своих родителей. 120–килограммовые медведи, оседлавшие 800–килограммовых буйволов, конечно, серьезно щекочут нервы зрителям в первых рядах, но за все 30 лет существования этого аттракциона никто не пострадал.

Можно долго дискутировать, насколько счастливы подневольные цирковые звери, но давайте посмотрим с другой стороны. В естественных условиях бегемоты живут не более 40 лет, цирковые — все 60. Да и зритель наш не готов отказаться от такого цирка, поэтому сегодня вариант представления без животных мы не рассматриваем.

— А завтра?

— Тут понимаете, какое дело. Только в одной из земель Германии зарегистрированы 52 зоозащитные организации (за запрет животных в цирке Германия голосует особенно активно). 50 из них работают на коммерческой основе. То есть далеко не все такие требования бескорыстны. И денег в эту тему вкладывается все больше. Поэтому делать прогнозы на завтра я не берусь.


— Кстати, есть мнение, что эти дискуссии о животных провоцирует в том числе Цирк дю Солей, избавляясь от конкурентов.

— Мы не конкуренты друг другу, у каждого своя ниша. Представления Цирка дю Солей рассчитаны в основном на взрослую публику. Мы же ждем в первую очередь детей. Чтобы подарить им сказку, мечту. И научить в том числе доброму отношению к животным.

cultura@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter