Юрий Демидович — о музыке, своих учителях и творческих планах

Дирижер своей судьбы

Юрий Демидович, ученик Вячеслава Валеева, дирижера Молодежного симфонического белорусско-российского оркестра Союзного государства, стал обладателем специального приза Международного музыкального конкурса имени Сергея Рахманинова.

Юрий Демидович: Наша профессия уникальна — ты можешь создавать музыку так, как чувствуешь ее только ты.
VK.COM / @YURKADEMIDOVICH

— Юрий, поздравляю. Что дала вам эта награда?

— Конкурс дает возможности показать себя широкой аудитории. Великий Валерий Гергиев как председатель жюри вручил мне приз и пригласил пройти стажировку в Мариинском театре. Я приехал, побывал на репетициях и спектаклях. Принимали меня прекрасно. Маэстро провел экскурсию по театру. Мы поговорили о моем дебюте, который должен состояться в ближайшем будущем в Мариинке.

— Это была первая награда вам как дирижеру?

— Да, первая.

— Дирижировать будете спектаклем или концертом?

— Спектаклем.

— Ответственно!

— Очень. Во-первых, это колоссальный опыт. Во-вторых, очень интересно. Мариинский театр — один из лучших в мире, а Валерий Абисалович — гений, который успешно руководит им.

— Как вы пришли к музыке Рахманинова?

— Я с детства пел в хоре под управлением Владимира Глушакова, с которым мы объездили пол-Европы. Исполняли и духовные песнопения Сергея Рахманинова.

— Белорусская музыкальная школа сильная.

— Очень. Она готовит выдающиеся кадры для конкурсов имени Чайковского, Вана Клиберна...

— А кто вам привил любовь к музыке?

— В пять лет я попросил отдать меня в музыкальную школу в Минске.

Там был хор, меня «сделали» солистом. Потом родителям посоветовали отдать меня в гимназию-колледж. Был ноябрь, и набор уже не проводили. Родители пошли к директору, рассказали обо мне, попросили прослушать. Собрались директор, завуч и педагоги. Я читал стихи, спел песню. Меня определили во второй класс, и я попал к прекрасным педагогам по вокалу. В хоре я опять стал солистом.

— Что пели?

— Много всего, но на основе академической музыки. Был и авторский репертуар, песни писали для белорусского ансамбля «Камерата». Писали и для меня. Представьте, мне 12 лет, я хочу играть в футбол, кататься на велосипеде, а нужно жить по расписанию: концерты, репетиции... Все это время у меня была мечта — учиться в Москве. Так я оказался на факультете хорового дирижирования у прекрасного педагога профессора Московской консерватории Станислава Семеновича Калинина. Проучился четыре года как хоровой дирижер и перевелся на кафедру оперно-симфонического дирижирования.

Еще учась в консерватории, стал заниматься композицией, инструментовкой, чтением симфонических партитур у Валерия Григорьевича Кикты. Под его руководством я написал «Белорусский вальс-размышление» для симфонического оркестра, который исполнил на госэкзамене.

По окончании четвертого курса перевелся на кафедру оперно-симфонического дирижирования в класс моего преподавателя Вячеслава Ахметовича Валеева. У него в прошлом году я окончил консерваторию и поступил в аспирантуру.

— Почему решили перейти на дирижерскую кафедру?

— Для меня это шаг вперед, шаг в будущее. Каждый оркестр как личность с особым характером. Мне нравится палитра красок симфонического оркестра и его репертуар.

— Вы уже и работаете?

— Да, в консерватории как дирижер оперного и музыкального театра.

— Как оказались на «Евровидении»?

— Это было в 2009 году. «Евровидение» я близко к сердцу не воспринимал. Но это колоссальный опыт и огромная ответственность за свою страну. В итоге занял девятое место. Важно, что я из этого вынес! Где они, победители, занявшие первые места? А я в творчестве.

— А как менялся ваш голос?

— Голос у меня сломался в 17 лет. Так я увлекся дирижированием.

Юрий Демидович: Профессия дирижера требует музыкальной одаренности и множества специальных навыков.
VK.COM / @YURKADEMIDOVICH

— Дирижер — сложная профессия?

— Это профессия второй половины жизни. Это вовсе не манипуляции руками. Дирижирование охватывает все сферы искусства, все тонкости игры на инструментах. Это еще и психология. Вся палитра симфонического оркестра раскрывается в произведениях великих композиторов — они жизнь положили, чтобы раскрыть возможности оркестра.

— Рабочие инструменты дирижера — всего лишь партитура и палочка.

— Профессия требует музыкальной одаренности и специальных навыков.

— Что в дирижировании вас привлекает больше всего?

— Сам процесс. Когда выходишь на сцену, перед тобой сидят профессионалы, и ты можешь создавать музыку так, как чувствуешь ее ты. И оркестр чувствует, кто перед ним стоит. Появляется взаимное притяжение либо, наоборот, возникает стена. Я всегда находил контакт с музыкантами.

— В Москве где живете?

— В общежитии на Малой Грузинской. С вокалистом в одной комнате.

— Спать дает?

— Да!

— Как к вам приходит вдохновение?

— Во время работы.

— Ваши родители — музыканты?

— Нет, они никак не связаны с музыкой. Мама — бухгалтер, папа — инженер.

— Какую музыку слушаете?

— Всякую, это расширяет кругозор. Это могут быть симфонии Бетховена, Рахманинова, музыка Бриттена, Прокофьева. Такой вот я меломан.

— Что важно для вас, кроме музыки?

— Люблю поэзию. Любимый поэт ­Сергей Есенин. Любовь к поэзии мне привил дирижер нашего оркестра в гимназии-колледже, невероятный педагог, воспитавший лауреатов Конкурса имени Чайковского — Владимир Перлин. Владимир Павлович включал пластинки Лоретти, Карузо, говорил, чтобы я учился у них стилю. Я пишу стихи, у меня даже есть небольшое собрание.

— А фильмы какие любите смотреть?

— Советские.

— Как отдыхаете?

— Люблю спорт, футбол. У меня разряд по шахматам. Море. Зимой горные лыжи — очень понравилось кататься в Красной Поляне под Сочи.

— К чему стремитесь?

— Хочется дирижировать оркестром. И творить музыку от всей души.

— Были ли ошибки, которые хотелось исправить?

— Исправить, значит, изменить жизнь. Я стараюсь жить по совести, чтобы ничего не менять.

— Быстро ли для вас бежит время?

— Все, что со мной происходило за эти 25 лет, удивительно. Зачастую случалось все не так, как я предполагал или хотел, а намного лучше. Сейчас я преподаватель и дирижер Московской консерватории. И я только на старте.

КСТАТИ

С Вячеславом Валеевым наш обозреватель побывала во многих странах мира и городах России, когда он дирижировал Молодежным симфоническим оркестром Союзного государства. Коллектив дебютировал в 2008 году на концерте, посвященном Дню единения народов Беларуси и России. В оркестр входили студенты ведущих музыкальных вузов Москвы и Минска — будущая культурная элита. Сейчас оркестр возрождается.

Татьяна Хорошилова

sh@rg.ru

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter