Дирижер поющей гитары

Белорусский изобретатель создал гитару для музыкальных «инвалидов»

Почему наш изобретатель хочет делать «костыли» для музыкальных «инвалидов»

Наверное, всякий, кто далек от музыки, испытывает чувство сродни благоговению при виде человека, непринужденно расчехляющего гитару, чтобы сыграть друзьям у костра. Тем, по чьим ушам пробежалось стадо медведей или кто просто не успел или не захотел получить музыкальное образование, остается только наслаждаться музыкой в исполнении других. Однако Юрий Спиридонов из деревни Николаевичи Смолевичского района считает иначе: даже самый безнадежный в музыкальном отношении человек может удовлетворить потребность в самовыражении через игру на полуавтоматическом инструменте.

— Я заметил, что люди, когда слушают музыку, особенно ритмическую, начинают постукивать рукой, притопывать ногой, щелкать пальцами, то есть отбивать такт. Через физические действия они пытаются передать эмоции. Получается, что при жестко заданной мелодии ритм более существен для самовыражения. Вот я и стал думать, как помочь человеку, который хочет заниматься музыкой, но не имеет возможности, — начинает рассказ Юрий Маркович.

Сам он меломаном себя не считает, его стихия — акустика. Выпускник физического факультета БГУ, он двадцать лет проработал в НИИ средств автоматизации, головном предприятии ГНПО «Агат», по направлению «радиолокационная акустика», лауреат Государственной премии СССР в этой области. После перестройки военные заказы прекратились, и необходимость содержать семью с тремя детьми заставила Юрия Спиридонова пробовать себя в разных ипостасях. В начале девяностых основал лабораторию по разработке устройств для развития музыкального слуха у детей дошкольного возраста.

— Как-то мы взяли восьмерых детей, признанных специалистами музучилища имени Глинки не пригодными к музыкальной деятельности. Поработали с ними два месяца, и четверых затем приняли в подготовительную группу училища на общих основаниях, — вспоминает он.

Но благородное это занятие денег не приносило. Какое-то время для пополнения семейного бюджета Юрий Маркович, не имея, по собственному признанию, хорошего музыкального слуха, пытался зарабатывать настройщиком инструментов. Помогал в этом изобретенный им прибор, который измерял частоту колебания струны. На него, к слову, имеется авторское свидетельство Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий. Потом была не совсем удачная попытка заняться коммерцией, после которой Юрий Спиридонов решил раз и навсегда вернуться к любимой акустике.

— Родилась, как мне показалось, перспективная идея, – говорит изобретатель. – Безусловно, в том, как играют признанный пианист и недавний выпускник консерватории, есть разница. И эта разница, с физической точки зрения, заключена в особом воздействии на клавиши, а также в индивидуальном воспроизведении темпа, ритма, длительности, силы удара. При этом для конкретного произведения последовательность нажимаемых клавиш однозначно задается партитурой и обязательна для каждого исполнителя. Так почему бы ее не запрограммировать, а человеку не дать возможность аккомпанировать, менять темп и ритм? Дирижер, к примеру, не играет, но ему все аплодируют. На моих инструментах я сам задаю ритм, темп, громкость – все то, чем управляет дирижер. Я понимаю, что для профессионала это звучит кощунственно, но пусть люди, которым не хватает техники, но которые хотят приобщиться к музыке, играют, как чувствуют.

Лучше один раз попробовать, чем сто раз услышать, и мы переходим к испытанию инструментов. На столике перед нами — несколько игрушек: разнообразные синтезаторы в пластмассовом корпусе с кнопками. Юрий Маркович включает одну – звучит электронная мелодия. С экспрессией настоящего пианиста он нажимает на кнопки, отчего мелодия ускоряется или замедляется. Дальше – больше. Изобретатель берет в руки забавную четырехструнную гитару в самодельном трапециевидном корпусе из лакированного дерева. Включает музыку и начинает перебирать струны – аккомпанировать одной из множества записанных в память гитары мелодий. Ощущение — словно к сольной партии присоединился оркестр. Мелодию гитарист не создает, но обогащает и делает многослойной ту, что воспроизводит сам инструмент.

— Разве это не игра? – Юрий Маркович протягивает гитару мне.

Игра, которая доставляет огромное удовольствие! Даже тем, кто раньше элементарно не умел правильно держать инструмент, – проверено на себе! Дирижер поющей гитары – пожалуй, так почувствовала я себя, попробовав сыграть с ней «в дуэте». Изобретатель в шутку называет свое детище музыкальными «костылями».

Понятно, что в официальной культуре музыкантов так играть не принято. И, хотя гитару можно использовать для развития музыкальных способностей у детей, в Министерстве образования внедрять ее в учебный процесс пока не собираются. Поэтому автор решил просто делать музыкальные игрушки для детей и взрослых.

Но и тут нашла коса на камень: отечественная промышленность, как оказалось, не готова к такому производству. Единственный завод в стране, который выпускал электромузыкальные игрушки, в ответ на предложение «удивить мир» сослался на засилье дешевых китайских «пищалок» и «звонилок» на нашем рынке. Юрий Маркович согласен: конкурировать с Китаем сложно, однако тверд в намерении наладить производство именно в Беларуси.

— Китайские товары хуже по качеству, но рынок задавили низкой ценой. А у нас не умеют делать дешево. Я нашел дилеров американской фирмы, которая выпускает микроконтроллеры. Добился, чтобы эти «букашки» по 70 центов выполняли все функции – синтезировали звук, отрабатывали нажатие клавиш. Деньги на производство могли бы дать наши инвестиционные фонды – были бы заказчики. Это ведь наукоемкая продукция, высокотехнологичные игрушки, в которые встроены микроконтроллеры со сложным программным обеспечением, в них много ноу-хау. Это IT, и какая разница – в компьютере они или игрушке, — говорит Юрий Маркович.

Уже нашлась белорусская компания, которая согласна выпускать гитары в пластмассовом корпусе. Камень преткновения – где именно, в Беларуси или Китае. Поскольку пластмасса и работа у нас очень дорогие, рассматривается вариант делать игрушку в Поднебесной. Но отдать китайцам программное обеспечение — значит потерять контроль за технологией.

Интеллектуальная собственность Юрия Спиридонова — принцип работы электрогитары – защищена евразийским патентом. Несколько лет назад изобретатель даже выиграл дело в суде против одного столичного универмага, который закупил для продажи итальянские игрушки «Гитара детская», работающие по аналогичному принципу. На эту разработку у физика ушло восемь лет, и отдать технологию, которая стоит сотни тысяч долларов, за копейки китайцам было бы, по меньшей мере, жалко.

Поэтому пока создатель инструментов хорошего настроения пытается разорвать замкнутый круг. Чтобы изучить спрос на игрушки, их надо предложить, например, в детских садах. А для этого сделать хотя бы опытную партию в фабричных условиях. Но какой завод возьмется за производство совершенно нового продукта без заказчика?

— Года три назад я прошел по детсадам, показал инструмент заведующим, родителям. За три дня набралось 70 желающих купить гитару за 50 тысяч рублей. Игрушка будет востребована, – уверен мастер. – Хочу конкурировать с китайцами и возродить производство электромузыкальных игрушек в Беларуси, и, надеюсь, мне это удастся.

Фото: Юрий МОЗОЛЕВСКИЙ

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter