Директива № 4 ликвидирует барьеры

Накануне Нового года Президент Беларуси Александр Лукашенко подписал Директиву № 4 «О развитии предпринимательской инициативы и стимулировании деловой активности в Республике Беларусь».   Конкуренция – везде, где возможно

Накануне Нового года Президент Беларуси Александр Лукашенко подписал Директиву № 4 «О развитии предпринимательской инициативы и стимулировании деловой активности в Республике Беларусь».

 

Конкуренция – везде, где возможно


Подписания этого документа предприниматели ждали с нетерпением. Ведь директива в первую очередь направлена на дальнейшую либерализацию экономики и раскрепощение деловой инициативы. Документ получился большой, емкий, комплексный. При этом он определяет основные принципы и стратегию развития. Многое будет конкретизироваться другими законодательными актами.


О том, что Директива № 4 будет принята до конца года, Президент Беларуси Александр Лукашенко говорил еще на IV Всебелорусском народном собрании в начале декабря. При этом создание благоприятных условий для развития предпринимательской деятельности и формирования инвестиционного климата Глава государства назвал одним из важных факторов роста экономики страны. Тогда же Александр Лукашенко четко определил суть белорусской стратегии либерализации: конкуренция – везде, где возможно, государственное регулирование – там, где необходимо. В итоговом документе этот принцип стал одним из ключевых. Как рассказал заместитель министра экономики Андрей Тур, Директивой № 4 предусмотрено государственное ценовое регулирование только в отношении продукции организаций монополистов и на социально значимые товары. Такая антимонопольная политика будет способствовать развитию конкуренции. При этом ответственность за качество товара и услуг будут нести не только государство и госорганы, но также изготовитель, импортер и продавец.

 

Никаких препятствий от местных чиновников


Еще один важный принцип, положенный в основу Директивы № 4, – снятие административных барьеров. Ни один орган государственной власти, в первую очередь на местах, теперь не имеет права вводить какие-то дополнительные административные барьеры. Устанавливать в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей какие-то административные процедуры, не предусмотренные в законах, международных договорах, решениях Президента, Правительства, запрещено. Кроме того, Директива № 4 ориентирует на то, что налоговое законодательство должно стимулировать деловую инициативу и добросовестное исполнение налоговых обязательств. С этой целью, к примеру, будет перераспределена нагрузка пенсионного страхования между нанимателями и работниками.


Предложения внесли предприниматели


Особенностью Директивы № 4 стало то, что в ее подготовке активно участвовали бизнес-структуры. И предложения предпринимателей были учтены в окончательном варианте документа. Кстати, теперь в течение трех месяцев деловые союзы, предприниматели будут вносить свои предложения, как реализовать Директиву № 4. Планируется, что после этого будет принято соответствующее постановление Правительства.


– У нас в портфеле Республиканской конфедерации предпринимательства есть десятки, даже сотни предложений, – рассказал председатель Минского столичного союза предпринимателей и работодателей Владимир Карягин. – Они были подготовлены, но не вошли в Директиву, поскольку туда попали только наиболее существенные вопросы. А в постановлении Правительства мы должны предложить конкретные механизмы реализации задуманного. Все это позволит серьезно изменить, произвести корректировку белорусского законодательства, принять целый ряд поправок в законы, указы, постановления Правительства, министерств и ведомств. Таким образом, сфера законодательства должна быть подрегулирована и стать стимулирующей для людей, которые хотят развивать предпринимательство.
 

Мнения


Юрий Лобачев, директор ЧТУП «Лобачев и К»:


– Я представитель малого бизнеса с хорошим стажем. Изучая Директиву № 4, отметил, что будь она во время моего становления, я бы на порядок выше вывел мое предприятие.


Поскольку мое предприятие транспортное, приходится ездить по области. Рад за будущих владельцев объектов придорожного сервиса. Согласно директиве они получат преимущества в налоговых условиях, а мы – комфортные кафе и гостиницы. Рад за предпринимателей на селе и в малых населенных пунктах. Ведь они создают самое главное – рабочие места.


Благодаря этому документу многие организационные процедуры значительно упростятся. Ну и проверяющие будут посещать честных бизнесменов раз в пять лет. Все это подвигнет многих людей накормить себя и своих близких, развивая малый бизнес. И государству это будет только на пользу. Инициативных людей у нас достаточно, чтобы при нормальных условиях развивать малый бизнес и конкурировать с государственными предприятиями.

 

Николай Гаевский, директор ОАО «Минский часовой завод»:


– Первое, что хотелось бы отметить, касается отмены административных штрафов. Раньше налоговые органы могли предъявить нам претензии из-за любой, даже незначительной ошибки. Немалый штраф можно было получить даже по самому мелкому поводу. Теперь этого не будет.


Большое значение имеет и упрощение заявительного принципа, ведь раньше многих людей, которые хотели осуществлять предпринимательскую деятельность, пугал именно громоздкий процесс оформления нужных документов.


Мне понравилось еще и то, что Президент призвал все органы госуправления оказывать поддержку бизнесу. Так что если государственные структуры будут содействовать бизнесу, а не душить его штрафами и запретами, это значительно снизит бюрократическую нагрузку на предпринимателей. 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter