Дипмиссия невыполнима?

Сокращение численности белорусского посольства в Вашингтоне до шести человек и настойчивое предложение МИД РБ о паритетном уменьшении американского диппредставительства в Минске Соединенные Штаты восприняли болезненно, заявив, что «рассматривают все возможные варианты дальнейших действий».

Именно так выразился помощник государственного секретаря США по вопросам Европы и Евразии Дэвид Меркел. Что именно он имел в виду под «всеми возможными вариантами», непонятно, но звучит весьма грозно. Воображение рисует страшные картинки: спешащие по океанским просторам авианосцы, зловеще сверкающая оптика космических спутников, суровые лица генералов, склонившихся над картой.
Впрочем, другой американский чиновник – временный поверенный в делах США в Беларуси Джонатан Мур – несколько по-другому пояснил позицию Вашингтона. Он считает, что американское руководство, возможно, введет дополнительные санкции в отношении белорусских предприятий.
Хотя, напомним, именно с таких санкций и начался данный дипломатический конфликт. В ноябре прошлого года министерство финансов США заморозило «находящиеся под американской юрисдикцией банковские счета госконцерна «Белнефтехим», а также счета его дочерней американской компании – Belneftekhim USA, Inc». Кроме того, штатовским бизнесменам было предписано воздержаться от каких-либо контактов с белорусским концерном. Но «Белнефтехим» в расчетах за нефтепродукты перешел с доллара на евро и особых потерь не понес.
Можно было полагать, что на этом все и закончится. Однако в минувшем марте США объявили о «новых мерах ограничительного характера в отношении предприятий концерна «Белнефтехим». Причем санкции распространялись уже не только на сам концерн и его торговые представительства, но и на все предприятия, входящие в его систему (то есть речь пошла уже обо всей продукции нефтехимической отрасли, которая приносит в белорусскую казну более половины от всех экспортных поступлений).
Однако Минск и на этот шаг отреагировал спокойно. Правда, было заявлено, что если одна страна стремится к разрыву экономических связей, то к чему делать вид, что «все хорошо» и содержать расширенный дипломатический корпус, который при таком раскладе становится лишним. МИД РБ вначале отозвал собственного посла и предложил американцам сделать то же самое. Беларусь также рекомендовала американской стороне сократить численность сотрудников дипмиссии. 27 марта Минск покинули 17 американских дипломатов, еще одиннадцать уехали 3 мая.
К тому же спецслужбы Беларуси обнародовали информацию, согласно которой на конспиративной квартире была задержана группа белорусских граждан, «организованная под руководством атташе по безопасности посольства США кадрового сотрудника ФБР Курта Финли». Хотя Джонатан Мур заявил, что
«у нас нет шпионов, которые работают на территории Беларуси», Финли спешно покинул Беларусь. А посольство США прекратило выдачу виз белорусским гражданам.
Из заявления МИД Беларуси: «В связи с действиями американской администрации, очевидно, будут сокращены и контакты в экономической области.
В этих условиях предложенный паритетный уровень дипломатического присутствия, на котором настаивает белорусская сторона, полностью достаточен».
Беларусь дала понять, что не намерена впредь безучастно смотреть на происходящее. Хотя это не значит, что Минск против налаживания нормальных отношений с Вашингтоном. Ведь в последнее время ряд политических требований США были выполнены. Началась либерализация экономики, сопровождаемая созданием комфортного инвестиционного климата (это в первую очередь было продиктовано внутренним развитием страны, переходом ее на более высокий уровень рыночных отношений). Казалось, это должно способствовать и укреплению доверия между двумя государствами, однако очередная неуклюжая попытка Белого дома надавить на Минск привела к обратному эффекту.
Соответствующая позиция была акцентирована и в недавнем послании Президента страны белорусскому парламенту. Как известно, глава государства особо подчеркнул отсутствие непреодолимых препятствий в белорусско-американских отношениях. Так что Беларусь – полностью за «взаимовыгодное сотрудничество» с США.
Но готов ли к этому Вашингтон?

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter