ВУЗы увеличивают набор на «цифровые» специальности, но стоит ли нам забывать «традиционные»

Дипломы завтрашнего дня

Многие высшие учебные заведения страны уже обнародовали планы приема студентов на очередной учебный год. Изменение цифр кардинальным и неожиданным назвать трудно. Мы строим цифровую экономику, поэтому в БГУИР почти на 300 мест увеличен набор на IT-специальности. Дополнительный прием будет на факультеты компьютерных систем и сетей, информационных технологий и управления, инфокоммуникаций. Пока нет информации всех вузов о наборе на экономистов и юристов, но, похоже, здесь ожидается сокращение.

Новые технологии могут создавать только хорошо подготовленные кадры.
фото sb.by

Изменение цифр приема абитуриентов, упразднение прежних и появление новых специальностей происходят ежегодно. И отражают тенденции развития и тренды перемен в экономике — высшая школа чутко их улавливает и стремится оперативно реагировать.

Определенную долю остроты этому рутинному процессу придало обсуждение той части Декрета № 8, где речь идет о подготовке кадров для IT. Собственно, дискуссия быстро свернула в привычное русло: как и чему учить студентов и кто нужнее экономике. Если раньше спорили — физики или лирики, то сегодня — айтишники или все остальные. Дескать, скоро все будет IT (в старом фильме иная версия — ТV). Появятся интернет вещей, 3D-принтеры, другие новинки с приставкой нано-, и вот вам индустрия с индексом 4.0. Поэтому набор надо срочно увеличивать, переучивать всех желающих на курсах — стране нужны программисты.

Представители традиционных инженерных профессий с такой постановкой вопроса, конечно же, не согласны. Дескать, цифровая экономика — это очень хорошо, но первое слово — лишь прилагательное ко второму, и какие новые качества оно ему придаст, пока не совсем ясно.

Очевидно, что цифровая добавка отсталым технологиям впрок не идет — это вещи взаимоисключающие. В идеале она должна стать новым драйвером промышленного роста, повысить возможности наших производителей в конкурентной борьбе. Дать шанс догнать те экономики, которые опережают нас по доле высокотехнологичных отраслей в добавленной стоимости обрабатывающей промышленности. Словом, технари ясно дают понять, что индустрия 4.0 не означает, что предшествующие ее версии надо отменить и забыть. Наоборот, эти новомодные вещи именно на них и опираются.

Напомним, красивый термин — индустрия 4.0 — появился в Германии лет десять назад. Не от хорошей жизни его придумали немцы — рабочая сила дорогая, население стареет, а оставаться ведущим поставщиком промооборудования и технологий хочется. Путь для этого один — поднять эффективность и максимально сократить использование человеческого труда в индустрии. Но что стоит за этим термином, никто пока толком не объяснил. Ведь прорывных технологий не видно — просто качественно новый этап развития старых: станки с ЧПУ, сварочные автоматы и системы автоматизированного проектирования известны давно. Сейчас идет дальнейшая автоматизация процессов и этапов производства: цифровое проектирование изделий, автоматический заказ нужного количества необходимых компонентов, контроль их поставки, мониторинг движения продукции от склада до магазина и конечного клиента.

Что, по большому счету, вовсе не означает уменьшения роли промышленности и сельского хозяйства в современной экономике. Однако их развитие определяют прежде всего технологии и качество человеческого капитала. Наивно ждать технологического рывка, если нет научных школ и конструкторских коллективов с огромным, десятками лет измеряемым опытом, оборудованными лабораториями, испытательными полигонами и стендами. В отличие от некоторых соседей, где прошла обвальная деиндустриализация, Беларусь сохранила их в самые сложные времена. Но главное, в стране есть коллективы, обладающие бесценным опытом — сплавом теоретических знаний и умений технологического характера. Это и дает шанс на развитие высокотехнологичных отраслей.

Но кадры для них нужно готовить, престиж инженерных профессий — повышать. Ни на минуту не забывая, что на глобальном рынке человеческий капитал стал важнейшим стратегическим ресурсом развития общества. И один из немногих способов его приумножить — развивать и совершенствовать инженерное образование: технари стране нужны не меньше, чем айтишники.

valk@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter