Дипломатия задвижки

Так уж сложилось, что в последнее время наступление зимы рождает не только приятные эмоции от смены осеннего уныния природы жизнерадостным сиянием первого снега.
Так уж сложилось, что в последнее время наступление зимы рождает не только приятные эмоции от смены осеннего уныния природы жизнерадостным сиянием первого снега. "Будет ли тепло в домах?" - задается вопросом каждый из нас. Жизнь научила понимать, что температура радиатора центрального отопления - штука не автономная, а по столбику термометра впору определять градус накала ситуации в высоких политических сферах.

На пятничной пресс-конференции Александр Лукашенко заявил, что "Газпром" выступает в роли второго МИДа России. К этой меткой метафоре газовый монополист стремился всеми силами. А цена-то всему, что, собственно, не особенно и скрывается, - газовая труба в Европу.

Самая крупная из структур российской экономики в осмыслении солидной сделки вдруг вернулась к принципам десятилетней давности. Предложенная "Газпромом" цена за "Белтрансгаз" в 1 млрд. долларов наводит на воспоминания о том, как в постперестроечной России распихивалось по немногочисленным частным карманам наиболее перспективное национальное экономическое наследие. Сделку на таких условиях уместно называть уже не куплей-продажей, а как минимум дарением. Но Беларусь не настолько увязла в роскоши, чтобы делать столь щедрые презенты.

"Мы задаем вопрос, я и Владимиру Владимировичу его задавал, почему вы словакам заплатили за систему меньшую, чем у нас, 2,7 миллиарда долларов за 49 процентов акций на троих, - говорил Александр Лукашенко на пресс-конференции. - То есть три инвестора пришли, купили неконтрольный пакет, 49 процентов. А я говорю: вам продают 49 процентов за те же 2,7 миллиарда, но одному. Уже выгода, а ответа нет". Речь идет о приватизации Словацкой газотранспортной системы. В 2002 году 49 процентов акций предприятия было продано концерну, в который вошли немецкий "Рургаз", французский "Газ де Франс" и российский "Газпром". Тогда условия сделки ни у кого реакции отторжения не вызвали. Даже ее дополнительные условия, куда входили в том числе ограничения по сокращению рабочих мест, обязательства бесперебойных поставок топлива на внутренний рынок, сохранения неизменности тарифов и ряд других. Все прошло тихо и деловито. Без шума в прессе и манипуляций с задвижкой. Почему же с "Белтрансгазом" все происходит иначе?

И вот здесь сложно избавиться от мысли о том, что несговорчивость "Газпрома" и абсолютно нерыночное настаивание на балансовой оценке предприятия базируется на банальном - нет денег. Да, да. При всем нерушимом имидже денежного мешка концерна такое случается. Пример все той же Словацкой системы тому подтверждение. После оглашения результата тендера каждая из входящих в консорциум компаний должна была заплатить по 900 млн. долларов. Однако у "Газпрома" таких денег не нашлось и за него заплатили остальные участники. "Газпром" же получил двухлетний опцион на выкуп акций у партнеров. И только в апреле этого года менеджерами газового монополиста было озвучено намерение это сделать до конца года. Правда, опять не за собственные деньги, а за счет заемных ресурсов. По этому поводу велись переговоры с рядом немецких и французских банков. Каков их результат - сказать сложно. Во всяком случае, до сих пор официальной информации об успешной реализации опциона не было.

Так не лучше ли повременить, поднабраться сил, чтобы вести диалог на более цивилизованном уровне? "Белтрансгаз", в конце концов, не молоко - не скиснет. Беларусь не стремится сбагрить его в пожарном порядке, к тому же у "Газпрома" есть приоритетное право на участие в приватизации предприятия. Если, конечно, не будет денонсировано соглашение о сотрудничестве в газовой сфере, что, по сути, инициирует сам "Газпром", отказываясь от поставок топлива в Беларусь по внутрироссийским ценам.

Более того, как отмечал Александр Лукашенко, наша страна дисциплинированно исполняет все обязательства по прокачке российского газа. "Труба же для того, чтобы качать газ. Так? Мы ее обслуживаем так, как надо? Обслуживаем. Мы никогда вопросов не ставили. За свои средства обслуживаем, за то, что вы нам половину за транзит платите и так далее. Зачем ее приватизировать, если мы выполняем в ваших интересах любые операции? Зачем? Молчат". Но ответ здесь очевиден. Президент сам ответил на этот риторический вопрос. Главная цель - рост капитализации "Газпрома". Чем больше у него эффективно работающих активов, тем он дороже. "То есть это выгодно им, - отмечал Президент. - А за это надо платить". Кто усомнится в житейской справедливости этого тезиса? Иной-то подход в делах хозяйственных неприемлем. Иначе можно и по миру пойти.

Однако в ход идет не раз апробированный на неоднородном политическом поле России прием - так называемый "черный пиар". В канун одной из последних встреч Александра Лукашенко и Владимира Путина российские СМИ облетела информация о том, что Беларусь, приобретающая газ по 30 долларов, продает его своим потребителям по 50, а разницу складывает в некий личный президентский фонд. Похоже, авторы наивно полагали, что после этого Владимир Владимирович скажет: Александр Григорьевич, хватит жировать и решайте вопросы в пользу моих акул капитализма.

Авторы, несомненно, знали истинный расклад. Тот, который Александр Лукашенко детально показал на пресс-конференции. Схема-то прозрачна. Страна получает лишь 10 с лишним миллиардов кубометров газа у "Газпрома" по цене пятого ценового пояса России - чуть больше 28 долларов за тысячу кубов. Остальное - от независимых поставщиков по более высоким договорным ценам. Сложить все вместе - и средняя цена покупки составит 37,6 доллара. Плюс эксплуатационные расходы, затраты на транспортировку внутри страны, прибыль транспортных и обслуживающих предприятий, налоги, льготы для некоторых категорий потребителей... Впрочем, к чему сложные арифметические расчеты? Будь хоть на полпроцента правдой информация о газовых махинациях в Беларуси, известные силы давно бы уже рьяно трубили об этом на всех углах. А так даже они молчат, потому что понимают - "утка".

Случайно ли, намеренно ли, но газовой теме, лежащей исключительно в экономической плоскости, все настойчивее придается характер плотной завесы, через которую абсолютно не просматриваются перспективы более глобальных дел. Стремление привязать к трубе все проблемы союзного строительства выглядит для кого-то слишком навязчивым. Однако даже самые прагматичные взаимоотношения с "Газпромом" Беларусь внакладе не оставят. Рыночная стоимость транзита компенсирует рыночную же цену топлива. Не исключено, что даже с плюсом. Понимание этого говорит в первую очередь о том, что подогрев страстей в газовой проблематике - один из элементов противодействия конструктивному диалогу на высшем межгосударственном политическом уровне. Ведь известно, что заинтересованные в этом фигуры еще не перевелись ни в России, ни в Беларуси.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter