Фашиствующая риторика западных политиков набирает обороты

Дипломатия абсурда

Настало время, когда говорят все. Даже те, кому вроде бы положено молчать. В публичное пространство выстреливаются тысячи заявлений, цифр, фактов, значительная часть из которых затем опровергается. И здесь впору запутаться не только обычному наблюдателю, но и искушенному эксперту. Говорят, пришла эпоха новой искренности. Сомнительно. Скорее некоего абсурда. И одной из первых жертв пала дипломатия.
Президент Беларуси Александр Лукашенко:

— Там (на Западе. — Прим. ред.) нет сегодня политиков после Ширака, Шредера и других. А де Голлей тем более, там их уже нет… Полная деградация произошла. Вот я за ними наблюдал часто. Они как увидят телекамеру — расцветают: они и руками размахивают, они и улыбаются, они и пиджачок и все поправят, ходят... И это не политики, это люди, которые пытаются сделать из себя политиков, таких, знаете, рафинированных.

В интервью главному редактору российского журнала «Национальная оборона» военному эксперту Игорю Коротченко, 9 ноября 2021 года.

Неджентльменский подход

Шума наделал уже привычный возмутитель спокойствия — бывший премьер‑министр Великобритании Борис Джонсон. Сначала он в очередной раз съездил в Украину, где появился в нелепой вязаной шапочке, называемой в народе «петушок», от «Укразализницы».
Тут же разразился статьей в британской Daily Mail под говорящим названием «Какого черта мы ждем?». Содержание соответствующее: мол, Украине нужно дать все оружие, какое только можно. Смысл понятен — сражаться до последнего украинца, поставляя натовское вооружение.
Затем он появился в документальном фильме BBC, демонизирующем Россию, и заявил, что Владимир Путин в ходе переговоров обещал ему быструю смерть (примерно одна минута) от ядерной ракеты. Его тут же опроверг пресс‑секретарь российского ­Президента Дмитрий Песков. А журналисты и политологи принялись дотошно разбираться, правильно ли поняли британского политика, точен ли был перевод. Джонсон решил, что передышка будет неуместна, и выдал очередную статью в американской The Washington Post, в которой заявил, что путь Украины в НАТО уже наверняка проложен.
Вот такая залихватская кавалерийская атака от одного из лидеров общественного мнения страны, которая когда‑то формировала чопорный дипломатический стиль.
Это раньше там были в моде вошедшие в поговорки невозмутимость и выдержка джентльменов во фраках, сдержанность в словах… Куда там! Все перевернуто вверх дном.


Нацистская околесица

Не отстают и поляки — те еще кавалеристы! Даже женщины. Вначале цитата: «Мы должны знать, что Российская империя отрицала само существование культуры покоренных народов, часто воруя их наследие. Западный термин «культурное присвоение» имеет множество примеров в России, будь то Михаил Лермонтов, укравший легенды покоренных черкесов, или русские, пытавшиеся отделить этнического украинца Николая Гоголя от его украинской национальной идентичности».
Бред? Несусветная околесица? Именно так! И это лишь небольшой пассаж из пространной статьи, опубликованной на информационном ресурсе Euroactiv.
А знаете, кому принадлежат эти слова, свидетельствующие о банальном невежестве их автора? Знакомьтесь: Анна Фотыга. Сейчас она просто депутат Европарламента. Зато в прошлом — министр иностранных дел Польши, глава канцелярии президента, еще ранее — шеф бюро иностранных дел профсоюза «Солидарность».

Вроде бы опытный дипломат, который должен понимать значение слов в международных делах. Но Фотыга также и русофобка с многолетним стажем, чего и не скрывает. В 2016 году она стала соавтором скандальной резолюции Европарламента, где российские СМИ сравнивались с пропагандой ИГИЛ. Видимо, по совокупности заслуг Литва, где русофобия стала государственной идеологией, наградила Фотыгу орденом «За заслуги перед Литвой».
Перед нами типичный пример фашиствующей риторики. Фашизм опасен тем, что радикальная фразеология там непременно воплощается во вполне реальный экстремизм.
Та же Фотыга предложила расчленить Россию и приступить к обсуждению планов на будущее уже сейчас на официальном уровне. Что ж, давняя мечта многих польских шовинистов.

Прямой путь к войне

Конечно же, приведенные примеры неслучайны. Они прочно встроены в логику политических процессов в своих странах. Гипер-

активность Джонсона, доходящая до того, что он не может даже десяти секунд спокойно усидеть перед камерой в ходе интервью, связана с его амбициями. Неугомонный Борис мечтает вернуться в резиденцию на Даунинг‑стрит, 10. Лидерство нынешнего премьер‑министра Риши Сунака выглядит неуверенно. А это дает новый шанс Джонсону. Тем более что в британской истории бывали случаи возвращения бывших премьеров к власти. Вот он и продолжает гнуть свою привычную милитаристскую линию, разжигает огонь войны.

Начало предвыборной борьбы определяет риторику польских политиков. Впереди — парламентские выборы. А значит, мы услышим еще не одно резкое заявление, бряцание оружием. Этот звук так приятен многим избирателям, особенно когда боевые действия идут где‑то там, за украинской границей.
И все же дело не только в запале электоральной конкуренции. Налицо устойчивая тенденция — фашизация западной дипломатии. Без всякого преувеличения. Просто давайте припомним, что происходило за последние месяцы.
Это и публикация материалов конфиденциальных переговоров, причем их записывали специально, чтобы тут же предать гласности, — идет в зачет Макрону. А чего стоят, например, заявления Меркель и Олланда, что они подписали соглашения в Минске, заведомо зная, что их нарушат? Ведь это гитлеровский тип ведения дел. Для бесноватого фюрера любой заключенный договор стоил не дороже той бумаги, на которой он был подписан. И, наконец, тотальное господство догматических идеологем над рационализмом, который непременно должен присутствовать в международных отношениях. Вот и готова гремучая смесь, создающая реальную угрозу миру.
Да, эпоха большого стиля в дипломатии ушла в прошлое. Будем надеяться, что на время. Но нынешние зарвавшиеся дипломаты новой волны не должны забывать, чем кончается подобное поведение. Пренебрежение интересами визави, ставка на грубую силу — путь к большой войне.
А ее, будем надеяться, не хотят даже самые оголтелые западные кликуши. И еще одна новость: далеко не они, бойцы передовой пропагандистского фронта, принимают ключевые решения. Но это уже мостик к следующим публикациям.

Вадим ГИГИН, кандидат исторических наук.

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter