Дипломатическая битва на Косовом поле

На Балканах опять неспокойно
На Балканах опять неспокойно

«Ничего у того не родится, кто на Косово поле не выйдет», — перед сербским князем Лазарем Хребеляновичем в 1389 году стояла сложная задача — мобилизовать балканские народы на сопротивление захватчикам из Османской империи. Но ничего у легендарного собирателя сербских земель не вышло. Та битва была проиграна. Сам князь взят в плен и казнен. Сербия потеряла не только Косово, но и независимость... Сегодня Белград как никогда близок к тому, чтобы снова лишиться этого края. Аналитики уже размышляют, какие последствия будет иметь провозглашение Приштиной независимости в одностороннем порядке.

В разгоревшейся дипломатической битве вокруг отделения Косово на стороне сербов международное право (президент Сербии Борис Тадич уже обратился в Международный суд справедливости в Гааге) и Россия, предупреждающая, что через Совет Безопасности ООН такое решение не пройдет. На стороне косоваров — США, почти весь Евросоюз и фактическое положение вещей.

После восстания албанского большинства, поддержанного авиацией НАТО, край лишь формально оставался в составе Сербии. Фактически это был международный, американо–европейский протекторат. Было ясно, что долго так продолжаться не может. Встал вопрос о новом статусе Косово.

Переговоры между сербами и косоварами провалились. Ни одна ни другая стороны не готовы идти на уступки. Для Белграда отказаться от Косово — значит потерять колыбель национального самосознания. Здесь находятся главные святыни сербского народа — церкви, исторические места. Сербия уже и так потеряла все, что можно, а с разрывом Черногорией конфедерации лишилась даже выхода к морю. Для албанцев жить в одной стране с сербами — значит мириться с кровным врагом, недавним агрессором...

Посредническая миссия России, США и Евросоюза закончилась безрезультатно. В первую очередь, надо полагать, потому, что посредники сами не отступили от занимаемых позиций.

Вашингтон уже пообещал Приштине быстрое признание и обмен послами. Для уходящей администрации Джорджа Буша это может стать едва ли не единственным успешным внешнеполитическим проектом на фоне очевидных (Ирак) и менее очевидных (не урегулированный до конца палестино–израильский конфликт) провалов.

С Евросоюзом не все так просто. Консенсусу внутри этой организации мешают мнения Испании и Кипра, которые, очевидно, опасаются, что на косовский прецедент будут ссылаться баски и турки–киприоты, обосновывая свои претензии на независимость. Завтра начинается саммит ЕС, где вопрос о Косово будет самым острым.

Слово «прецедент» — ключевое в позиции Москвы. На днях его впервые так четко произнес министр иностранных дел Сергей Лавров: «Безусловно, то, как будет урегулирован косовский кризис, будет иметь прецедент. И не потому, что мы это говорим».

Чаще всего в увязке с Косово журналисты упоминают Абхазию и Южную Осетию. Высокопоставленный американский дипломат Мэттью Брайза, передает Би–би–си, откровенно угрожал, говоря, что в случае признания их независимости «противники Москвы могут ответить признанием сепаратистских областей самой России». Правда, несмотря на циничные слова американского дипломата, в России сегодня нет видимой угрозы сепаратизма, такой, какая присутствует в некоторых европейских странах.

«Запустив в оборот слово «прецедент» и вызвав тем самым дискуссию, Россия сумела довести до западного общественного мнения то, что косовская проблема не так уж и однозначна; «простая» схема, навязываемая американцами в одном месте, может обернуться серьезными последствиями в другом. Заодно этому самому общественному мнению стало известно о десятках конфликтов и кризисов, схожих с косовским», — пишет «Независимая газета».

Самый яркий пример — это даже не Страна Басков или Кипр, а Босния и Герцеговина. Боснийские сербы, которым в свое время была навязана федерация с мусульманами и хорватами, после объявления независимости Косово могут с полным основанием потребовать присоединения своих земель к Сербии. Это может привести к дестабилизации во всем регионе, который издавна называют пороховой бочкой Европы.

Но что касается главного — не начнется ли на Балканах новая война? — на него большинство экспертов, как западных, так и российских, отвечают отрицательно. Воинственный запал был растрачен в 90–е...

Фото РЕЙТЕР.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter