Диплом ума не прибавляет, но и карман не тянет

Как и чему учиться, если «багаж знаний» теряет ориентиры в системе ценностей работодателей?

Как и чему учиться, если «багаж знаний» растет в цене, но теряет ориентиры в системе ценностей работодателей?

Еще в самом начале кризиса эксперты кадрового рынка призывали людей взяться за учебу, а порой и получать новую профессию – ведь кто-то уже оказался не у дел, а другие рискуют попасть под сокращение. И если учесть, что большинство работодателей урезали расходы на корпоративное обучение, то приходится проявлять личную инициативу в повышении квалификации. Если необходимо платить за знания из собственного кармана, то стоит обдуманно подходить к выбору и самого предмета, и места обучения. Между тем ситуация в сфере образования неоднозначная. С одной стороны, ценность знаний в условиях кризиса растет, с другой – нет четкого понимания, какие навыки будут востребованы на рынке. А какие знания нужно «вложить» в голову специалисту, чтобы он стал более гибким, амбициозным, успешным?..

Кризис не пощадил даже классический MBA, утверждают эксперты. Новаторскими идеями такое обучение не обогащает, а именно они и нужны сейчас бизнесу. «Накопленный опыт несколько ограничивает, ставит в определенные рамки, мешает принять нестандартное решение, — поясняет директор консалтинговой группы «Здесь и сейчас» Александр Паньков. – А сегодня руководителям не хватает смелости, энергичности». Поэтому даже статус мастера бизнес-администрирования может не впечатлить работодателя. И что в таком случае говорить о корочках другого достоинства? Как правило, специалисты по найму персонала, равно как и руководители компаний, не слишком пристально изучают запись в дипломе о первом высшем образовании. Так сложилось, что вчерашние школьники нередко выбирают себе вуз не слишком осознанно, под влиянием родителей или других факторов. Но еще важнее другое: по мнению специалистов, сегодня высшее образование живет традициями, накопленными еще в советские годы, а собственный уникальный опыт так и не приобретен. При этом каждый в отдельности вуз не имеет ярко выраженных отличий от своих «собратьев»: уровень подготовки преподавателей, применяемые методики, образовательная база – попробуй найти пять отличий… Это на Западе ведущие учебные заведения разрабатывают стратегию развития, всерьез задумываясь о том, как выпускники будут укреплять имидж своей альма-матер по всему миру. Поэтому и «выходца» из Гарварда или Кембриджа работодатели оторвут с руками – им-то хорошо известно, как и чему учат в этих почтенных заведениях. Специалисту с дипломом белорусского вуза напротив строки о высшем образовании в резюме плюсик, конечно, поставят, но не такой жирный, как хотелось бы.

«Если выбирать второе высшее образование, курсы, тренинги, важно понимать, что в конечном итоге это даст, — поясняет Александр Паньков. – Обучение – это передача знаний и первичных навыков, не более того». Принято считать, что если в течение полутора месяцев после кратко- или среднесрочной образовательной программы специалист не начал применять знания на практике, то процент их усвоения начинает резко падать. В результате от полученного «багажа» в лучшем случае останется 10—20 %. С этой позиции действует и работодатель: тягу к знаниям он одобрит, но принимать решение будет, руковод­ствуясь несколько иными доводами. Как правило, грамотный менеджер по кадрам ставит вопросы следующим образом: что из полученных знаний вы применяете на практике и как окупились инвестиции в себя? Множество дипломов еще ничего не дают – с этой позиции и стоит выбирать, куда пойти учиться.

«Через наше агентство проходит много молодежи, и через 5—7 лет мы анализируем, где лучше учат той или иной профессии, но выводов по конкретным заведениям сделать не получается», — констатирует Александр Паньков. По его наблюдениям, с факультетов физики, математики и кибернетики выходят специалисты, которые очень интересно проявляют себя на ниве маркетинга: там даются мощнейшие навыки, как рассчитывать тренды, делать прогнозы… Флагманом в сфере подготовки кадров для IT-сферы остается БГУИР. Но в целом отдать предпочтения конкретному вузу или проекту достаточно сложно. Хорошему продавцу жизненно необходим солидный опыт работы, подкрепленный тренингами на тему, как вести переговоры, работать с возражениями, удовлетворять потребности клиента… Грамотному финансисту, кроме базовых знаний, тоже пригодятся прикладные: например, чтобы освоить технологию постановки управленческого учета, хорошо бы получить практический опыт в тех компаниях, которые это делают регулярно. Специалисты советуют выбирать курсы и программы, опираясь на несколько ключевых критериев. Помимо тематического содержания, очень важно детально «просканировать» преподавательский состав: какой опыт у этих людей, откуда они берут примеры, имеют ли опубликованные статьи, реализованные консалтинговые проекты, опыт работы в компаниях. Понятно, что наихудший вариант – это банальные пересказчики теории… Полезным может стать изучение отзывов, особенно в процессе живого общения, пара-тройка телефонов студентов из последней группы — и можно составить вполне внятное мнение о программе. Не стоит упускать из виду и количество академических часов, отведенных на освоение тех или иных предметов. Во всяком случае, управленческим навыкам за 20 часов вряд ли научат, потребуется, как минимум, в 2—3 раза больше. А проблема острая. Например, сегодня на кадровом рынке катастрофически не хватает управленцев среднего звена – попросту нет высших учебных учреждений, где их готовят. Курсы могут помочь, но их ответственность резко возрастает…

Возможно, в ближайшие годы систему образовательных ценностей пересмотрят, сделав поправку на опыт, полученный «благодаря» кризису. Но «багаж знаний» нисколько не растеряет свой вес и значимость, уверены специалисты. В то же время надо понимать, что эффектной корочкой сегодня никого не удивишь, учеба, не подкрепленная практическим опытом, — это фактически деньги на ветер. «Ищите любые возможности, чтобы получить практический опыт, звоните знакомым, напрашивайтесь поработать бесплатно — таких вариантов при желании можно найти огромное множество, — советует Александр Паньков. – Но не пытайтесь объяснить собственное бездействие, работодатель это не оценит».

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter