Галерея "Артель" открыла большой проект "Знаменитые художественные династии Беларуси"

Династический арт

Эта идея давно лежала на поверхности. Даже странно, что до сих пор ее никто не поднимал. Феномен художественных династий Европы и России изучается далеко не первым поколением искусствоведов. Нигде не считается зазорным публично анализировать, как возникают такие семейные кланы, до какой степени талант передается по наследству и когда начинает работать фамильный бренд. Наконец, насколько бесспорно влияние на культуру нескольких родственных биографий, связанных еще и творчески. Теперь эти и много других, не менее интересных тем можно обсудить в минской галерее «Артель», открывшей год проектом «Знаменитые художественные династии Беларуси».

Наталья Селицкая
фото сергея лозюка

Бархатковы, Маслениковы, Басовы, Аракчеевы, Селихановы... Белорусский список фамилий, известных в художественном мире и подразумевающих больше одного имени, очень длинный и содержательный, гораздо длиннее — я назвала только тех, чьи семейные выставки по разным (чаще юбилейным) поводам устраивались сравнительно недавно. А сколько тех, кто никогда не выставлялся рядом. Или вот вам еще тема: жены больших мастеров. Бывает, они вообще неизвестны публике, остаются в тени мужей и сыновей, хотя нередко (особенно те, которые «старшее поколение») сами художники. Или все же художницы? Еще недавно женщин у мольберта коробило это слово, что неудивительно. До сих пор «мужские» картины на аукционах ценятся гораздо дороже, и зачастую дело вовсе не в мастерстве или известности фамилии. Вот вам свежий факт: жонглируя произвольными именами и случайными картинами, в Люксембургской школе финансов доказали, что пол автора напрямую влияет на стоимость произведения искусства. Причем так до сих пор — результаты этого исследования были опубликованы буквально на днях.

— Ничего странного, это очень глубоко сидит в головах и еще долго будет продолжаться, — комментирует искусствовед Наталья Селицкая. — Столько столетий мужчины главенствовали в искусстве, а феминизму чуть больше 100 лет. Непросто сломать традицию. Вообще, тут можно долго рассуждать, но это уже другая история.

Другая, да не совсем. И женские имена в искусстве зачастую звучат тем ярче, чем сложнее личная жизнь художницы укладывается в классическую модель семьи. И в случае династий неизбежна ситуация, когда публика начнет искать влияние «его» творчества на «ее» картины, но никогда наоборот. Особенно если разместить их в общем выставочном пространстве. Традиция!

Григорий и Наталия Ивановы с дочерью Галиной и внучкой Евой

Однако Григория и Наталию Ивановых галерея «Артель» демонстрирует как двух независимых художников, в соседних и совершенно непохожих залах, с различным освещением и атмосферой. В «сером зале» — философские «светические абстракции» Григория, мерцающие будто сами по себе с тусклых галерейных стен. Уютные, открытые, сказочные полотна Наталии — за дверью под «шильдой» white hall, с лампами, включенными на полную мощность. Там же — живописные истории их дочери, Галины Ивановой, в одинаковой степени подходящие для пересказа детям перед сном. Кстати, с «белого» зала гости галереи обычно и начинают свое знакомство с выставкой. И переходят от волшебных сказок Наталии и Галины к притчам Григория и Дарьи, младшей из Ивановых, живущей сейчас не в Беларуси, а в Гоа. Куратор выставки Наталья Селицкая обращает внимание, насколько ее живопись отличается от родительской, при этом не отрицает, что общее у всех Ивановых тем не менее есть:

— Хотелось начать год с чего–то яркого, сказочного, ясного, чтобы поддержать послепраздничное настроение у зрителя, который, может быть, придет сюда впервые. «Светители», «сотворители света» — порой и сами Ивановы называют себя так. В работах Григория свет воплощен практически материально, у Наталии, Галины и Даши он внутренний, вдобавок все эти художники на виду и на слуху, публика их хорошо знает и любит.

«Артель» — два вместительных выставочных зала с бонусом–кафе между ними — на карте Минска место еще новое. Пока не всякий с ходу найдет ее вывеску во дворах между площадью Якуба Коласа и Национальной академией наук. Поэтому начать проект «Знаменитые художественные династии Беларуси» решили сразу с общеизвестных фамилий. По весне его продолжит выставка Альгерда, Сергея и Элины Малишевских, дальше планируется по семейной выставке в сезон. Проект долгоиграющий, рассчитан на несколько лет, и чтобы не наскучить публике, станет осуществляться с другими выставками. В марте, например, здесь обещают встречу с Зоей Луцевич, работы которой будут демонстрироваться соло, хотя династия Катковых–Луцевичей, бесспорно, очень любопытна и в качестве «совместного» художественного явления. Но «Артель» намерена включаться в арт–игру всерьез. Притягивать публику, раскручивать новые имена, продвигать художников на рынок искусства, выстраивать с ними долгосрочные отношения, сотрудничать с коллекционерами и участвовать в больших международных арт–событиях.

— Есть еще одна важная задача, — добавляет Наталья Селицкая. — Хотелось бы снять барьер непонимания в отношении современного искусства у тех, кто не считает себя арт–профессионалом. Рассказывать о сложных вещах простым языком.

В один из последних дней января Григорий Иванов обещает поведать о своем «светизме» не только через картины. Приходите — рождественские свечи здесь будут гореть еще долго.

cultura@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter