Революционные шаги в строительной отрасли Беларуси

Дилетантам не место на стройплощадке

Продолжает работу экспертно-аналитическая группа, которая исследует критические проблемы строительной отрасли...

Продолжает работу экспертно-аналитическая группа, которая под председательством Главы Администрации Президента Андрея Кобякова исследует критические проблемы строительной отрасли. Как и предполагает напряженный график, состоялись два очередных заседания. Не исключено, что интенсивность работы усилится и собираться члены группы будут трижды в неделю.


Этапы строительного процесса анализируются до мелочей, раскладываются по полочкам, разбираются по косточкам. О скрупулезности работы экспертов говорит хотя бы тематика последних заседаний. Во вторник обсуждались проблемы и недостатки при предоставлении земельных участков для строительства, своевременность их занятия и целевое использование, в четверг — нарушения законодательства, регулирующего процедуру государственных закупок и подрядных торгов, злоупотребления в этой сфере.


Как видим, стадии весьма специфические. Это, собственно, еще и не строительство, а лишь предваряющие его этапы. Но даже на них можно выиграть или потерять. Сколько? Для наглядности — колоритный пример, который привела начальник управления Комитета госконтроля Вера Мацулевич.


При реконструкции театра имени Я.Купалы была закуплена мебель индивидуального изготовления, причем от неизвестных (!) производителей. Она обошлась бюджету в 3,6 миллиарда рублей. Только кресло руководителя стоило 41 млн. рублей. Ладно, директору такая мебель нужна, допустим, для административного вдохновения, которое породит творческие шедевры. Но для чего секретарю «скромная» тумбочка размером 40 на 90 см стоимостью 58 миллионов?..


Если определить не тематику дискуссий, а их содержание, то наиболее точным будет, пожалуй, слово «конкурентоспособность». Таков критерий: сколь близко или далеко отстоит наша строительная отрасль от принятых в мировой практике стандартов. В самом деле мы все знаем, как строить нельзя — долго, дорого, плохо, безответственно. А как нужно? С чем сравнить?


Насколько подготовлен байдарочник — показывает мировой чемпионат, каков наш футбол — оценивает Лига Европы, хорош ли трактор — говорит спрос на мировом рынке. Только так, сравнивая с высшими критериями, можно оценить наши достижения или отставание. Почему в строительстве должно быть иначе? Напротив, именно в отрасли, в которой трудятся десятки тысяч людей, которая обеспечивает нас жильем, объектами инфраструктурными, спортивными и промышленными, которая дает немалую долю ВВП и во многом определяет динамику всей экономики, эти критерии уместны более чем где бы то ни было.


За примерами для подражания не надо далеко ходить. На наших глазах стремительно возводятся, преображаясь буквально ежедневно, отели «Кемпински», «Пекин» и другие, которые откроются к хоккейному чемпионату. Их возводят иностранные инвесторы. Нет сомнения, что наши строители умеют работать так же качественно и быстро. Спортивные комплексы, торговые центры, предприятия, элитное жилье — примеров тому хватает. Но это главным образом отдельные, значимые объекты, на которых собраны серьезные ресурсы, к которым повышенное внимание. Но точно так же должны строиться и каждый жилой дом, и коровник. Исключения должны быть нормой.


Доклад о зарубежном опыте подготовил директор проектного института «Минскградо» и член рабочей группы Леонид Добыш. Показательные примеры приводила приглашенный эксперт, глава представительства российского ОАО «Астра Инвест» Светлана Щетко, детально анализировал европейские практику и законодательные нормы заведующий лабораторией исследования конкурентной среды в строительстве НИИ «Стройэкономика» Всеволод Адамович...


Несколько слов о царящей в зале заседаний атмосфере. Ошибется тот, кто предполагает здесь разносы. Резкие слова звучат нечасто. Как заметил А.Кобяков, самые жесткие оценки в адрес строительной отрасли и тех, кто в ней работает, уже дал Президент. Здесь царит именно деловая, рабочая обстановка. Председатель обычно открывает заседания обращением «коллеги». Кратко обозначив тему обсуждения, приглашает докладчика. Бывает, что тот успевает произнести лишь несколько фраз. Возникает вопрос, который адресуется эксперту. Тот отвечает, ему возражают. Происходящее отчасти напоминает мозговой штурм в научной среде. Каждая проблема исследуется как бы по спирали, к ней могут обратиться несколько раз — в ходе обсуждения других. Интересный, поучительный процесс.


Еще одно принципиальное замечание. Я бы сказал, что в работу включился коллективный разум. Вокруг строительства сейчас сконцентрированы серьезные интеллектуальные и административные ресурсы. После беспощадной критики со стороны Президента несколько совещаний состоялось в Мингорисполкоме. Его председатель Николай Ладутько поручил провести аналогичные во всех районных администрациях — с привлечением экспертов местного уровня и даже представителей правоохранительных органов (при этом предложив своим подчиненным, причастным к строительству, на время забыть об отпусках). То же самое происходит в регионах. Работают все! В этот ответственный период, уверен, каждый уважающий себя профессионал, будь то проектировщик, субподрядчик или прораб, должен ответить себе, что на его участке работы обстоит плохо, в чем его резервы. Если кто–то лишь сидит и ждет выводов и решений, которые рабочая группа Администрации Президента должна представить в сентябре, что ж, тем хуже для него.


Говоря о проблемах с выделением участков, легко утомить читателя специфическими терминами. Земля выделяется не просто так, а под конкретный проект, и процесс состоит из множества стадий: АПЗ (архитектурно–планировочное задание), ПДП (предпроектное проектирование), согласования, пересогласования, тендеры и т.д. и т.п. Каждая из стадий имеет серьезные изъяны. Меньше всего проблем с ликвидными участками под объекты торговли, сервиса, деловые и торговые центры. Объекты прибыльны, за них жестко конкурируют, такие площадки продаются на аукционах с превышением начальной цены в отдельных случаях в 10 — 17 раз!


Критическими часто оказываются социально значимые объекты. Например, жилье, под которое земля нередко отдается инвесторам безвозмездно. Они же, как констатировали аналитики, «идут на хитрости, граничащие с мошенничеством». Зачастую бесплатное выделение участка влечет не снижение цены квадратного метра, а увеличение прибыли застройщика.


Летом 2010 года Мингорисполком выделил СООО «Ливбел» участок площадью около гектара кадастровой стоимостью 5 млн. долларов под строительство жилого дома повышенной этажности в районе проспекта Дзержинского. Как позже выяснилось, в реальности инвестор намеревался построить административно–торговое здание, в котором площадь жилья была менее 20 процентов. Причина очевидного произвола (который госконтроль успел выявить и остановить) — игнорирование закона, обязывающего выделять такие участки только на условиях аукциона. Один из них, выделенный Мингорисполкомом еще в 2006 году, не застроен по сей день: на нем стоит частный дом, с владельцем которого инвестор никак не разберется...


На заседании обсудили и проблему, которой не раз касалась «СБ», — общественное обсуждение проектов, что участники редакционных «конференц–залов» называли иначе — базар. Доработки требует как сама процедура, так и критерии, по которым местная власть будет решать: учитывать мнение общественности или настоять на своем. Как правило, общественность недовольна всегда. Вспомним: переносился в Ждановичи «птичий» Сторожевский рынок (сейчас на его месте красивые жилые дома и сквер) — протестовала, закрывали проспект ради строительства метро — возмущалась. Сейчас строятся пятизвездочные отели — тоже плохо: и место не то, и этажей многовато.


А.Кобяков заметил, что нередко в обсуждениях участвует одна и та же группа всем недовольных граждан, которые кочуют с одного слушания на другое. И получается, что судьбу значимого объекта на территории района, где живут 30 тысяч горожан, определяют 300. Словом, Мингорисполкому поручено более детально проработать в целом полезную процедуру.


На заседании в четверг вторично поднималась (повторюсь, самые проблемные вопросы обсуждаются неоднократно, по спирали) тема квалификации участников строительного процесса. Как не допустить сюда фирмы «рога и копыта» — как их назвал председатель Комитета госбезопасности Валерий Вакульчик. «Чем глубже вникаем, тем больше видим на стройке всеобъемлющий дилетантизм, — эмоционально заметил А.Кобяков. — Создается впечатление, что сюда идут те, кто не может устроиться в других местах».


Все, кто работает на строительном рынке или только желает на него выйти, должны каким–то образом свою компетентность доказать. Желательно даже периодически подтверждать. Здесь не должно быть дилетантов, людей случайных. Один из механизмов — аккредитация. А.Кобяков конкретизировал понятие, приведя аналогию с категориями водительских прав: «А», «В», «С»... Дескать, кто–то едет на скутере, а кто–то управляет автобусом с людьми. По его мнению, требования следует дифференцировать в зависимости от сложности объектов, которые претендент намерен проектировать или строить. Если чрезмерно завысить планку, то может оказаться, что и коровник некому будет построить.


Ключевой темой обсуждения была процедура тендерных закупок всего, что нужно на стройке: от цемента и кирпича до электрооборудования и мебели. И здесь опять встал вопрос профессиональной квалификации. Ведь мебель для театра формально закупалась по итогам тендера. Имеется документ тендерной комиссии с подписями членов. Откуда же такая несуразица? Кто заказывает и выбирает мебель (цемент, металл, лифты, электрооборудование, кровельные материалы...): профессионалы или дилетанты? Скорее, вторые. Среди произведенных закупок оказались и шкафы для театрального реквизита. Фактически ящики. Они стоили более сотни миллионов рублей, но в дверные проемы... не влезли. Кто и как ответит (в этом и множестве подобных случаев): вся комиссия или кто–то персонально? Очень сложные вопросы, на которые предстоит искать ответы.


Пока же достоверно установлено, что тендеры часто оказываются только ширмой для махинаций. Они сплошь и рядом проводятся для видимости. В процессе торгов лжеконкуренты сходят с дистанции, а победителем оказывается тот, кому эта роль и предназначалась. Это называется лоббирование — в угоду чьей–то корысти, в ущерб делу. Это, наконец, коррупция.


Цитата из аналитического документа: «Для подготовки конкурсной документации и заключения по предложениям претендентов привлекаются частные посреднические организации, что создает предпосылки для увеличения стоимости закупок и завышения объемов работ. В результате в числе поставщиков оказываются недобросовестные посредники, фирмы и «фирмочки», которые не в состоянии справиться с выполнением заказов собственными силами».


На этом фоне очень убедительным было выступление привлеченной в качестве эксперта Светланы Щетко, чья компания представляет, в свою очередь, группу иностранных компаний «Дана Холдинг» из России, Сербии, США, Кипра... Эти инвесторы реализуют проекты общей стоимостью в миллиарды долларов, среди которых — жилые комплексы «Маяк Минска», «Вивальди» и многие другие.


В организации тендеров, по словам эксперта, сейчас нет никаких проблем: их все решает интернет. Один из примеров касался выбора поставщика лифтов. Переговоры с нашим производителем были завершены, стороны договорились. После этого заказчик разместил свои пожелания в интернете, на которые моментально последовали десятки предложений от производителей со всего мира. Один из них уже на следующий день был в Минске — по своей инициативе, без приглашения. Его цена оказалась на 50 процентов ниже.


Еще пример. Иностранные подрядчики торгуются за наш объект. Один из конкурентов заявляет: если выиграю один лот, цена подряда будет снижена на 3 процента, выиграю два — снижу на 4,2. Вот как считают: доли процента. Надо ли напоминать, что для наших подрядчиков миллиардом больше, миллиардом меньше — не деньги.


Одно из резюме: надо уметь торговаться, считать. Тем более, подчеркнул А.Кобяков, если речь идет о бюджетных деньгах.


...В повестке дня одного из ближайших заседаний будет ценообразование в строительстве, намечен график отчетов облисполкомов. Уже 4 июля предстоит отчитаться Брестскому. Кроме того, было решено открыть для граждан горячую телефонную линию. Позвонив в Администрацию Президента по номеру 210–01–90, можно сообщить о строительных проблемах, назвать факты и адреса, высказать дельные предложения. Линия работает с 1 июля по 1 сентября по будням, с 8.30 до 17.30.

 

Советская Белоруссия №119 (24256). Суббота, 29 июня 2013 года.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter