Дилеры всех систем, объединяйтесь!

На начало апреля, по данным Министерства связи, у трех белорусских операторов мобильной связи ("Velcom", МТС и "БелСел") насчитывалось свыше полумиллиона клиентов.

На начало апреля, по данным Министерства связи, у трех белорусских операторов мобильной связи ("Velcom", МТС и "БелСел") насчитывалось свыше полумиллиона клиентов. Эта цифра, по мнению экспертов, позволяет сказать, что мобильный телефон у нас в стране - это уже не роскошь, а по-настоящему удобное средство коммуникации. Темпы мобилизации Беларуси нашли еще одно полезное применение телефону. Мобильная "трубка" вошла и уже прочно осела в подарочной корзинке. Там она приятно разбавила традиционные и достаточно приевшиеся (и дарителям подарков, и их получателям) книги и духи.

Вот эту самую полезность попытался оценить и я, когда недавно возникла необходимость заняться поиском подарка на юбилей супруги. Взяв на себя наполнение подарочного фонда, держа в уме ее профессию и интересы, а также (в обязательном порядке) - ее любимый цвет, я отправился за подарком по известным мне адресам дилеров.

Сразу скажу: накануне своего маленького "шоппинга" я не отдавал предпочтения ни одному из операторов и ни одному из производителей телефонов. Модель телефона, тарифный план и набор дополнительных услуг - все это должен был подсказать самостоятельный анализ предложений дилеров. Вот во время этого похода и столкнулся я, наверное, с самым оригинальным явлением сегодняшнего рынка сотовой связи Беларуси - эксклюзивным дилерством. С этим рудиментом первобытного мобильного состояния, как назвал его один из дилеров. Проблема эксклюзивного дилерства не является следствием моего чрезмерного рвения в поисках подходящего телефона. Уверен, что большинство читателей обязательно сталкивались с ней.

Что же это такое - эксклюзивное дилерство? По неписаным законам белорусского рынка один дилер может представлять услуги только одного оператора сотовой связи. Скажем, дилер "Velcom" может подключать клиента только к сети "Velcom". Дилер МТС - только к сети МТС. Это обязательное требование самих операторов. Они официально в договоре запрещают дилерам "представлять интересы других операторов, действующих на территории Республики Беларусь".

Закон по поводу эксклюзивного дилерства молчит. Оно не запрещено, а потому имеет место быть. Министерству связи, поставленному государством над операторами, нет особого дела до того, как строят отношения компании со своими дилерами. Эта тема полностью отдана операторам на откуп. Хотя, как считают некоторые эксперты, государству следовало бы на нее посмотреть внимательнее. Может быть, тогда ему и удалось бы разглядеть то, что уже давно всем бросается в глаза. Придуманная белорусскими операторами система эксклюзивного дилерства - не что иное, как завуалированный прием недобросовестной конкуренции. Бросается в глаза и то, что эта система невыгодна ни дилеру, ни рядовому пользователю услугами мобильной связи, ни государству. Для последнего любой "эксклюзив" на рынке той или иной коммерческой структуры всегда будет стоить недополученных налоговых поступлений. Это - аксиома. Про эксклюзивное дилерство на рынке сотовой связи чиновники Минсвязи, Минэкономики, которые должны блюсти интересы государства и нас с вами, предпочитают помалкивать. А на правила, устанавливаемые самими компаниями сотовой связи, смотреть сквозь пальцы.

Так кому же тогда выгодно эксклюзивное дилерство на рынке сотовой связи? Если обратиться к операторам, то они назовут массу причин, чтобы оправдать существование этой системы. И даже назовут что-то вроде исторически сложившихся особенностей развития местного рынка... В этом они правы.

Система эксклюзивного дилерства в странах бывшего СССР характерна только для Беларуси. Вот поэтому только на нашем постсоветском пространстве можно наблюдать "веселые" картинки, когда под одной крышей, но с отдельными входами, ютятся и дилер "Velcom", и дилер МТС, и дилер "БелСел".

А вот "три в одном" - им никак нельзя! Хотя, с точки зрения покупателя, что может быть лучше? Не перемещаясь по городу, сразу у одного дилера, как это можно сделать в той же Москве или в Киеве, он мог бы сопоставить тарифные планы всех трех операторов, телефоны и даже их цвет. И выбрать то, что ему сейчас по карману и что, собственно говоря, нравится.

Отсутствие удобства и свободы выбора для покупателя - это, так сказать, очевидные недостатки ныне действующей системы эксклюзивного дилерства. Но клиент при ней теряет не только время и нервы, но и реальные деньги. Как, спросите вы? Ответ очевиден. Получив возможность в одном месте сравнить предложения всех операторов, клиент выберет, конечно же, дешевое и лучшее. Вот это и заставляет операторов конкурировать, более активно бороться за клиента. Бороться как? Улучшая качество связи и снижая цены на свои услуги. Что, собственно говоря, и требуется рядовому потребителю.

Большинство дилеров - неофициально также за отмену эксклюзивного дилерства. Нынешняя система им невыгодна с экономической точки зрения. Каковы, скажем, были бы у него обороты и, естественно, прибыль, если бы, кроме подключения "Velcom", у него подключались и клиенты МТС, и клиенты "БелСел". Однако в отношениях с дилерами позиция наших главных операторов прежняя - только "полный эксклюзив". В противном случае - расторжение контракта.

 

ДАШКЕВИЧ Николай.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter