Закончится ли большим взрывом очередная эскалация в Косово?

Дилемма Вучича

В конце минувшей недели вновь забурлили северные муниципалитеты Косово. Полицейский спецназ ROSU с боевым оружием провел серию захватов административных зданий в районах, населенных сербами. В ответ местные жители вышли на протест, однако полиция встретила их резиновыми пулями и слезоточивым газом.



А дальше все пошло по отработанному сценарию: сербы стали возводить баррикады в попытке защититься от произвола албанских силовиков, в города Зубин-Поток, Звечан и Лепосавич стянулись косовары и натовцы из состава KFOR. В конце концов сопротивление сербов удалось сломить, муниципальные здания были заняты, а на их фасадах взвились флаги непризнанной республики. Было официально объявлено, что на должности мэров в сербских районах назначены албанцы согласно результатам выборов, прошедших во второй половине апреля.
Муниципальные выборы в Косово крупнейшая партия «Сербский список» бойкотировала. По словам президента Вучича, за пять часов на участки в неспокойном крае пришли только несколько сербов.
Впрочем, Приштина бойкот со стороны оппонентов развернула в свою пользу. Несмотря на то что большинство населения северных муниципалитетов на участки не пришло, выборы были признаны состоявшимися, а на места сербских мэров были избраны албанцы. Естественно, что это только усилило накал страстей и не могло не привести к очередному кризису.

После небольшого затишья противостояние разгорелось с новой силой в понедельник. На этот раз эпицентром раскручивающейся воронки насилия стал Звечан. Там, кроме албанского спецназа, были развернуты и подразделения из стран НАТО, в том числе оснащенные легкой бронетехникой. Согласно всем писаным и неписаным правилам миротворцы должны были развести противников и не дать пролиться крови. Однако на деле солдаты KFOR с самого начала встали рядом с боевыми порядками косоваров, направив оружие на сербов. Закономерным итогом эскалации напряжения стало кровавое побоище, разразившееся после 17.00 по местному времени. На многочисленных видео с места событий четко видно, что первыми агрессию проявляют именно косовские спецназовцы, забросавшие митингующих газовыми гранатами.

Итогом короткого, но яростного уличного боя стали ранения 52 сербов, 3 из которых находятся в тяжелом состоянии, а за жизнь одного продолжают бороться врачи. Со стороны многонациональных сил 34 человека, среди которых итальянцы и венгры, получили ранения.

Западные СМИ ожидаемо обвинили сербов в нападении на миротворцев — выпуски европейских газет во вторник заполонили снимки страдающих натовских солдат на носилках. ­­Президента Вучича, который чуть ранее заявил, что в произошедшем виноваты албанцы и KFOR, а Приштина хочет спровоцировать конфликт Сербии с НАТО, никто не хочет слышать.
Виновные уже назначены, и сербов продолжат демонизировать, угрожая им войной и выбивая необходимые Вашингтону и Брюсселю уступки.
Сербский лидер снова оказался перед дилеммой, которую не пожелаешь ни одному политику в мире. У него есть выбор между плохим и катастрофическим вариантами. В первом Вучич отдает приоритет дипломатии, но Косово усиливает давление на местных сербов, в итоге продавливая свой вариант муниципального устройства и в недалекой перспективе выдавливает или уничтожает оппонентов. Эта тактика поведения продолжает уничтожать репутацию Вучича в сербском обществе, которое требует оказать косовским сербам помощь. Во втором Белград пытается защитить соплеменников силой оружия, однако сталкивается со всей мощью НАТО в регионе без возможности получить помощь от России или Китая, поскольку Сербия отрезана от моря и окружена недружественными странами.

«Ситуация вокруг Косово тревожная. Зреет большой взрыв в центре Европы», — считает министр иностранных дел России Сергей Лавров.

Вечером после побоища в Звечане Вучич объявил о том, что во вторник встретится с послами РФ и Китая, но на момент написания материала содержание встречи было неизвестно.  
Однако вряд ли даже совокупный потенциал Москвы и Пекина может радикально повлиять на ситуацию. Больно уж плотно в Косово засели западные эмиссары, умело подогревающие котел албано-сербских противоречий.
Пытаются решить проблему и через «пятерку» США, Британии, Франции, Италии и Германии. Во вторник днем Вучич встретился с послами этих стран и представителем ЕС и призвал срочно принять меры, гарантирующие безопасность сербов. Первой из них сербский лидер видит отвод косовского спецназа, поскольку сербы никогда не примут оккупацию.

Наиболее вероятным вариантом развития событий видится продолжение ущемления прав косовских сербов при дипломатическом осуждении, но фактическом бездействии Сербии. Времена, когда Приштина хотя бы формально старалась прикрываться законом, прошли. Премьер Альбин Курти, заручившийся поддержкой Запада и осознавший неготовность Белграда к военному решению вопроса, на глазах наглеет и все чаще использует грубую силу для угнетения остающихся в крае сербов. Разумеется, это повышает риски неконтролируемой вспышки насилия, но ввод сербских войск и их столкновение с силами KFOR стоит оценивать как маловероятный.

popov@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter