Британский эколог Роб Филд: оптимального решения по борьбе с пластиком пока нет

Дилемма пластиковой эры

После каменного века наступил бронзовый, потом — железный… А мы, похоже, живем в пластиковой эре. Самая короткая, она принесла экосистеме планеты урона больше, чем 10 тысяч лет эволюции. Ведь пластик, получаемый из продуктов нефтепереработки, в зависимости от состава разлагается от 100 до 500 лет. Переломить ситуацию стараются все развитые страны, наша — не исключение. Важен свежий взгляд и аналитический подход. Своим видением проблемы с «СБ. Беларусь сегодня» поделился известнейший эколог, старший научный сотрудник Королевского общества защиты птиц Великобритании доктор Роб Филд, которого пригласила выступить с лекциями в Минске общественная организация «Ахова птушак Бацькаўшчыны» при поддержке посольства Великобритании в Беларуси. 

ФОТО ISTOCK.

Тактика — поступательная 

— Мы используем упаковку там, где она нужна не всегда, — считает доктор Филд. — Поэтому я предлагаю следующую простую стратегию: отказаться, повторно использовать, переработать. Первым принципом должен быть отказ от упаковки там, где она вовсе не требуется. Вторым — повторное использование уже имеющейся пластиковой продукции. И только в конце стоит перерабатывать то, что останется. Хотя сейчас стало возможным производить эко­упаковку из растительных материалов. Например, из овощей. На такое производство все равно нужно много энергии, и это тоже создает свои сложности. Но из двух зол лучше выбирать меньшее.

Увы, в наше время уже нельзя просто взять и в одночасье отказаться от использования пластика повсеместно. Заменить его бумагой — слишком дорогостоящее предприятие. Да и некоторые жареные и замороженные продукты в нее не завернешь. 

Раздельный сбор отходов, как правило, не дает и 60 процентов результата. И все это упирается в рынок. Поэтому недавно Совет Министров утвердил план по постепенному отказу от пластика и переходу на экоупаковку. Доктор Филд считает, что разработка всеобъемлющей стратегии на государственном уровне — очень верное решение:

— Все страны с этой глобальной проблемой работают по-разному. Можно только похвалить ваше Правительство за такой подход к проблеме. Поскольку во многих странах это делают лишь точечно. К примеру, в Кении запретили пластиковые пакеты и даже дают штраф, если ты кому-то их предложишь. В Великобритании сначала заменили упаковку для посылок: начали делать ее картонной. Потом в магазинах перестали предлагать поли­этиленовые пакеты для любой покупки. И сейчас для людей стало нормой брать с собой на шопинг многоразовую сумку. 

Фото Александра Горбаша.

Швеция и Япония: кто круче?

Пока же абсолютным экологическим лидером остается Швеция. Скандинавский опыт переработки мусора базируется на получении энергии путем его сжигания на специальных заводах. Результат — почти стопроцентная переработка отходов. Более того, Швеция начала зарабатывать на соседях, утилизируя и их мусор. 

Что стоит за столь выдающимися успехами? Четкое разграничение обязанностей. Население отвечает за сбор и сортировку домашнего мусора, муниципалитеты — за городской, предприниматели — за свою продукцию. И все же и в сжигании мусора есть подводные камни. Раньше при работе мусоросжигающих заводов образовывались очень ядовитые газы. Они растворялись в воздухе и накапливались повсеместно: в почве, атмосфере, в организмах животных и даже в клетках некоторых растений. Поэтому сейчас ЕС предъявляет высокие требования к обезвреживающим фильтрам. Шведские заводы имеют это дорогостоящее оборудование. Но их опыт, полагает Роб Филд, применим далеко не везде:

— При сжигании мусора на заводе вырабатывается энергия. Но из-за дороговизны оборудования для захвата этих газов энергия, соответственно, тоже становится дорогой. У нас в Великобритании есть несколько таких заводов, но мы не рассматриваем их как источник получения энергии. Потому что, во-первых, это дорого. А во-вторых, местные жители обычно против того, чтобы рядом с их домами строили подобные предприятия. Я знаю, что в Швеции тоже сталкивались с этим…

Японцы же пошли дальше. И теперь их зола от сжигания мусора не пропадает даром. Ее используют в строительстве: прессуют в огромные брикеты, из которых возводят здания, прокладывают дороги и даже создают целые острова. Однако насколько такой подход к утилизации отходов оправдан? Ведь, по сути, они никуда не исчезают. Кроме того, в Стране восходящего солнца умудряются извлекать из отработанной техники драгоценные металлы, пусть и в самых незначительных количествах. Золотые медали летней Олимпиады в Токио будут покрыты именно таким «отходным» золотом. Форма спортсменов будет тоже сделана из переработанных материалов. Японцы молодцы, что привлекают внимание к проблеме, уверен доктор Филд: 

— Чтобы производить цифровую технику, нужны редкие металлы. А их уже сейчас недостаточно. И мы должны еще больше перерабатывать цифровые гаджеты, так называемый электронный мусор, извлекая даже крупицы такого сырья. Так мы сможем восстановить баланс. 
Доктор Роб Филд: «Единственное решение проблемы утилизации мусора — это отказ, повторное использование и только потом переработка».
Не строить иллюзий

По прогнозам организации по сохранению морской среды Surfers Against Sewage, в 2050 году масса пластика в мировых водах превысит суммарную массу всех рыбных ресурсов планеты. 

Задокументированы тысячи случаев, когда у морских животных в желудках находили вредные отходы. И уже даже на самых отдаленных островах береговая линия покрыта неразлагающимся мусором. Самое страшное, что там живут морские птицы и они, подбирая частички пластика, кормят ими своих птенцов, пре­дупреждает Роб Филд:

— И таким образом пластик просто встраивается в нашу пищевую цепочку. Сможем ли мы с этим справиться? Пока не знаю. Был случай, один нидерландец разработал приспособление, которое должно было захватывать плавающий пластик в Тихом океане. Но эксперимент оказался неудачным. 

Как ни крути, все опять сводится к стратегии «отказаться, повторно использовать и переработать». Если верить только в переработку и не уделять достаточно внимания двум первым принципам, возникнет иллюзия, что вот оно, единственное решение. Нет, мы просто ищем себе утешение и оправдание для того, чтобы еще раз что-то купить, резюмирует Роб Филд.


ЧТО МОЖЕТ СДЕЛАТЬ КАЖДЫЙ? 

Помимо раздельного сбора отходов, мы можем присоединиться к движению плоггинга. Это международная экологическая инициатива, суть которой — сбор мусора на бегу. Начиная с 2016 года плоггинг пришел уже в более чем 40 стран. Наши экоактивисты за прошлый год собрали более 1000 кг мусора во время таких забегов.

demeshko@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter