Диктор – друг пассажира

Чьими голосами говорит Минское метро
Чьими голосами говорит Минское метро

«Асцярожна, дзверы зачыняюцца. Наступная станцыя...» — слова эти давно стали визитной карточкой минской «подземки». Только вот кто объявляет остановки, долгое время оставалось большой тайной.

Многие годы объявления в «подземке» звучали голосом сотрудницы радиостанции «Мир» Валентины Бондаренко. Сама себя она не любит называть ди–джеем, больше — комментатором. И очень удивилась, когда ее «раскрыли».

— Записали меня спонтанно. Буквально загнали в студию, на бегу я что–то озвучила, как обычно начитываю рекламные объявления. И сразу же забыла. Через меня же сотни, тысячи текстов проходят — здесь ничего особенного.

И все–таки даром работа не прошла.

— Через несколько месяцев у меня был большой эфир — шесть или семь часов без перерыва. Ушла домой поздно. Стою на платформе станции «Октябрьская», в ушах еще гудят студийные голоса. И вдруг как будто сама себе говорю: «Отойдите, пожалуйста, от края платформы!» Ну все, Валя, перетрудилась, думаю, — сама с собой разговаривать начала. И вдруг до меня дошло, откуда эти слова! Я стала громко смеяться, люди на меня косились, как будто я ненормальная.

Бондаренко стала первым женским голосом «подземки». До нее там царил патриархат в лице Владимира Баклейчева. Кто слушает Первый канал Белорусского радио, тот сразу его узнает — знакомыми интонациями начинаются и завершаются эфиры, Баклейчеву поручают читать самые важные политические материалы. Потому что он еще с советских времен — признанный мэтр. Ему доверяли вести прямые трансляции с партийных съездов и заседаний парламента, голосом диктора уже в наши дни открываются и пресс–конференции Президента. И за все 30 лет — ни одного прокола, ни одной ошибки в эфире.

— Ну а как же вы попали в метро? — спрашиваю. Все–таки именно здесь диктор нашел самого благодарного слушателя.

— Помню только, первое время остановки объявляли машинисты, а когда пришла идея сделать запись, то к нам на радио пришли инженеры метрополитена и им предложили мою кандидатуру. А мне — «халтуру», подзаработать.

— Деньги хоть заплатили?

— Разовый гонорар я получил.

Так уж случилось, что Баклейчев оказался вообще первым, кто начал объявлять остановки не только в «подземке», вообще в белорусском транспорте. Сам же в метро не ездит.

— Я на «сотке» добираюсь (автобус

N 100, курсирующий по проспекту Независимости. — В.К.). Там слушаю своего коллегу Эдуарда Данченко — он также называет остановки. Теперь стало модой, что ли, и в наземном транспорте давать объявления в записи. Но порой некоторые дикторы перебарщивают и голос звучит слишком напыщенно и даже пугающе. Неестественно.

Как раз естественность — то самое, за что голос Баклейчева уже лет 20 остается бессменной «визиткой» метрополитена.

— Всех устраивает, — подтверждает Александр Хомич. — Мы не стремились к каким–то изыскам. Людям нужно добраться до нужного места — и «диктор» должен дать простую и ясную подсказку. А чтобы по утрам народ не засыпал и не пропускал свою станцию — нужен как раз бодрый и свежий голос.

Я учитывал, что в поезде будет большой шум, поэтому где–то слова нужно немножко растянуть, где–то отчеканить. Ну и предупреждение «Асцярожна...» должно прозвучать так, чтобы мужчины почувствовали, что неосторожность может привести к травмам жизненно важных органов, а женщины поберегли свои достоинства, — шутит диктор.

Большинству пассажиров, впрочем, все равно, чьим голосом говорит метро, — лишь бы поезд ходил по графику. Поэтому бархатный голос Баклейчева — больше символ, брэнд. И конкуренции ему пока не предвидится. Как в Москве или Питере, в Минском метро не собираются экспериментировать с голосами известных артистов.

— Актеры перебарщивают с некоторой манерностью, — считает Валентина Бондаренко.

Впрочем, кто знает, как бы отреагировала публика на голос Виктора Манаева или Марии Захаревич? Не пересели бы ради этого пассажиры той же «сотки» в метро?

Фото Виталия ГИЛЯ и Александра РУЖЕЧКА, "СБ".
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter