«Кабан оказался шустрым и живучим, я только с шестого раза смог его застрелить»: охотник — о выслеживании и добыче кабана

Дик и опасен

Кабан — могучий зверь, родословная которого овеяна всевозможными мифами и легендами. К примеру, у славян он считается разорителем полей и фруктовых садов. А вот в Китае олицетворяет смелость и благородство. И раз уж наступающий год пройдет под знаком Свиньи, самое время узнать как можно больше об этом животном. Мы расспросили одного из лучших охотников нашей страны Сергея Малича о повадках зверя, его особенностях, а еще послушали смешные истории, которых в загашнике охотника не счесть.

Секач — животное мигрирующее, во время гона он частенько заходит в чужие стада и даже клыками режется с соперниками.

Матриархат и секачи-разбойники

Офис Сергея напоминает охотничий домик: на стенах висят не меньше 50 рогов косули, огромные рога оленя и клыки кабана. Сам мужчина, отвечая на мои восторженные восклицания, скромничает: «Это еще немного». По образованию Сергей охотовед, но, поработав по специальности два года, предпочел начать свой бизнес. Хотя любимое хобби, которым занимается еще с детства, не бросил: два раза в неделю обязательно выезжает на охоту.

— Раньше кабан у нас в стране считался самым массовым видом охотничьих животных. У него высокая плодовитость, ведь самка может привести до 10 поросят, — рассказывает об особенностях животного Сергей. — Вообще, кабаны — стадные звери, но их вожак не секач, как многие думают, а крупная старая мама-свинья (свиноматка). У нее есть дочки — в стаде они играют роль заместителей и зовутся нянями. На последнем месте в иерархии стоят поросята и свинки прошлых лет. Так и получается, что на 80 процентов стадо состоит из самок. 

Гон, то есть спаривание, у кабанов проходит в ноябре. Первой вступает в процесс главная самка — в это время она проявляет агрессию по отношению к своим родственникам и уходит из стада в поисках самца. А секач — животное мигрирующее, во время гона он частенько заходит в чужие стада и даже клыками режется с соперниками. Но природа очень удивительна и все продумала: чтобы самцы друг друга не зарезали, у них в это время образуются большие наросты — калканы. Своеобразная броня защищает сердце, печень, легкие секача, и драка проходит более безопасно. Но часто бывают и смертельные исходы. Кстати, самые агрессивные — молодые трехлетние кабанчики, которые мечтают оставить как можно больше потомства.

— Оплодотворившаяся свинья возвращается в стадо, и только потом в гон вступают ее младшие дочки. В этот период лучше вообще не охотиться на кабана, чтобы природные процессы прошли без чужого вмешательства. Да и мясо у секача в ноябре имеет специфический запах и не совсем пригодно к пище, не полакомишься.

Сергей МАЛИЧ считает, добывать лучше сеголетков — они к зиме набирают около 40 килограммов. 

Добывать лучше сеголетков — они к зиме набирают около 40 килограммов. На секачей тоже можно позариться, хотя здесь, говорит Сергей, есть много нюансов:

— Кабан ведет ночной образ жизни, поэтому и охотиться мы выходим затемно. А в ночное время очень сложно определить, свинья перед тобой или секач, ведь по размеру они одинаковые. Да, обращаем внимание на клыки, но их же не всегда видно. Если ошибемся и замертво падет взрослая свинья — стаду конец. В лучшем случае няни заберут своих дочек, и оно распадется, в худшем — без вожака погибнут все. 

У настоящих охотников есть негласный этический кодекс. Например, они никогда не стреляют в стадо, а целятся в одну особь. Почему?

— Представьте, вы застрелили кабанчика, а за ним стоял еще один. Пуля прошла насквозь и задела второго, тот убежал в лес. Вы забрали своего кабана и, радуясь десяткам килограммов мяса, пошли домой. А где-то в чаще, мучаясь, умирает другое животное… У зверей есть своя территория, которую они защищают. А у кабанов вообще все, как у людей: «мужики» — безответственные донжуаны, бросают семьи и охмуряют других самок, — шутит охотник. — Но вопреки всем домыслам, свиньи очень умные и никогда не нападут, если нет угрозы.

Кабан идет на таран

Истории, связанные с охотой, можно слушать бесконечно. Главное — подготовиться, ведь некоторые вызывают заливистый смех. 

— Случилось это, когда я был студентом 4-го курса. Друг родом из Хойникского района пригласил к себе на родину поохотиться. За три дня мы ничего не добыли и, расстроенные, засобирались назад в Минск. Надо сказать, что жена друга попросила купить в столице компьютер и под это дело разрешила нам ехать на «Жигулях». Ну, путь дальний, Андрей и говорит: «Я тут знаю лесную дорогу, поедем по ней, чтобы сэкономить время». 

На том и порешили: предполагалось, что половину маршрута я еду за рулем, половину — он. Пока я ехал в качестве пассажира, решил отдохнуть: спокойно разложил переднее кресло, подлокотники и отправился смотреть сны. Мы доехали до одинокой груши, стоящей на опушке леса, и тут я просыпаюсь от истошного крика друга. Откуда ни возьмись посреди дороги — огромный секач. Он испугался ярких фар и сиганул между ними, видно, хотел проскочить мимо опасности. А получилось, что со всей мощи лычом врезался в капот. Спустя секунду очнулся и начал по нему забираться на лобовое стекло. Надо сказать, что все это происходило в движении — мы ехали около 80 км/ч. В общем, стекло треснуло, осколки посыпались на меня, и тут я почувствовал, как под ногами двигаются копыта. Друг в шоке сначала пытался выскочить из машины на ходу, но благо додумался резко затормозить: кабан упал, мы его переехали. А беда-то не миновала: секач поднял сзади машину и, пошатываясь, убежал в лес. Спустя пару минут, трясясь как осиновый лист, друг говорит: «Я свое ружье дома забыл, а твое в багажнике. Иди за кабаном». Представьте, я в рубашке, брюках и с одной туфлей на ноге — куда идти? Долго мы препирались. В итоге говорю: давай вместе пойдем — я с ружьем, ты с фонариком. Но по мере приближения к этому кабану друг все больше отставал. Нашли мы секача по хрипу, я выстрелил два раза и вроде попал. Андрей предложил подойти поближе, посмотреть. Но мне же страшно, а признаться в этом стыдно. Так что я соврал, что вижу мертвого кабана. Мы кое-как доехали до деревни и объяснили все жене и отцу друга. Он мужик прожженный, выслушал и говорит: «Усякае бывае».

У настоящих охотников есть негласный этический кодекс. Например, они никогда не стреляют в стадо, а целятся в одну особь. 

С утра мы с егерем пошли за кабаном, чтобы мясо не пропало. Приходим на то место, а его нет! Оказалось, секач выжил и «нырнул» глубоко в чащу. Хорошо, что мы с собой взяли охотничьих собак, которые по следу быстро его нашли. Кабан оказался шустрым и живучим, я только с шестого раза смог его застрелить. После этого местные дали мне кличку Ворошиловский стрелок. Привезли тушу домой, почтили память зверя традицией «на кровях» (охотники после удачной охоты выпивают пять капель спиртного, чтобы отдать дань уважения животному. — Авт.), пожарили печень и ею закусили. А деньги, выделенные на компьютер, потратили на починку машины. Жена друга долгое время не желала меня видеть в гостях, думала, что я плохо повлиял на ее мужа (улыбается). Но сейчас все хорошо. Вот такая история.

Сергей вспоминает: когда был молодым охотоведом, допустил серьезную ошибку, из-за которой его знакомый чуть не погиб.

— Один охотник ранил двухлетнюю свинку в самую мясистую часть. Раненое животное убежало в лес, а мы за ним проследили уже с утра. Свинка лежала в малиннике и, почуяв наш запах, побежала на дорогу — я за ней. Она испугалась шума и вернулась обратно, а там ее ждал мой друг. Загнанный зверь от безысходности сбил его с ног, а друг, падая, ударился головой о сосну. Представьте картину: лежит охотник, из головы течет кровь, ноги в разные стороны... Свинья, почуяв свою силу, попыталась добить человека, но он в последний решающий момент выстрелил, и она замертво упала. В тот момент, когда я прибежал на помощь, в мой адрес было сказано много нелестных слов… К сожалению, сейчас этот знакомый хромает на одну ногу — именно на ту, куда ударила свинья. Кстати, когда мы сидим в компании, он не забывает припомнить мне эту байку. 

С друзьями Сергея тоже произошел курьезный случай: они подстрелили кабана и, решив, что зверь мертв, загрузили его в машину. Но секач оказался всего лишь парализованным.

— Машина была новая, оббитая велюром и кожей. Только они завели мотор — 150-килограммовый кабан очнулся и начал шатать автомобиль. В общем, разорвал внутри все, похозяйничал в салоне и убежал в лес. Так они его и не нашли, зато владелец машины был сильно огорчен…

glushko@sb.by

Фото из архива героя
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter