О дорожных происшествиях с участием диких животных

Дичь на трассе

Звери вышли аккурат под наш автобус. Неспешно. Не глядя по сторонам, принялись нюхать «выпавший» на дорогу вместе со снегом реагент — соль и песок. Два лося — полторы тонны веса. Водитель резко нажал на тормоза. Чертыхнулся. Пассажиры перекрестились. Пронесло... Дорога расчищенная, видимость отличная, белый день. А если ночью такая неожиданность, да в глухом бору? Ежегодно на дорогах страны происходят сотни дорожных происшествий с участием диких животных. Сейчас, когда погода, а где–то и дорожники испытывают водителей, Государственная инспекция охраны животного и растительного мира считает не лишним напомнить: не стоит жать на газ. Ведь большая половина придорожных территорий в стране — это лес.


Что может сделать водитель, чтобы упредить столкновение со зверем? Не гнать, не отвлекаться. Скорость, по статистике, — главная причина таких аварий. Зверю наши правила не писаны. Косули пугливые, а вот лось — не очень. Решил — вышел, остановился... Хотя и рекомендуют в таких случаях нажать на клаксон, лось может стоять как вкопанный.


Животных нельзя винить в случившимся. Объективно. Это наша задача — уберечь и себя, и зверей от подобных неприятностей. Почему не всегда получается?


Не надо изобретать велосипед, потому как давно существуют разные способы предупреждения столкновений с дикими животными. Те же предупреждающие знаки. На дорогах их стало больше. Заметили? Но, увы, в зоне действия знаков «Дикие животные» такие аварии большей частью и происходят.


Нужны ограждения. Особенно на платных трассах. Однако сеткой сейчас оборудована лишь автодорога Минск — Могилев и частично трасса М 1. В ходе реконструкции обещают защитить дорогу Минск — Гомель.


А вот на трассе Кобрин — Столбцы, где на моих глазах под автобус с людьми вышли два лося, сетки нет... Дорожники говорят, дорогое это удовольствие — ограждение. Потому что люди его воруют. Сначала — сетку, потом — столбики...


Устанавливались, оказывается, на деревьях вдоль дорог и «волчьи глаза» — зеркала, отражающие свет фар. Но их почти все украли, опять жалуются дорожники...


На трассе Минск — Гродно в качестве эксперимента уже применялись отпугивающие репелленты. Ими обрабатывали дорогу на путях миграции диких животных. Может, это — выход?


Подземные переходы для животных не украдешь, но — дорого. На окружной дороге вокруг Беловежской пущи оборудовали специальные туннели. Правда, пока не успели обустроить изгородями из растений, которые будут направлять животных по искусственным путям в периоды миграции.


Экологи заверяют, что ходят там звери. Осенью. А сейчас, зимой, что? Не сильно напуганные слабым движением пущанские аборигены выходят полакомиться... технической солью, которой посыпают асфальт. Чтобы увидеть стадо зубров, не надо и в пущу ехать. Исполины не боятся дороги. А каково водителю, догадываетесь?


Неожиданные встречи на дороге нередко приводят к гибели людей. Опытным автомобилистам удается остаться в живых (существует ряд рекомендаций, как вести себя за рулем, увидев зверя). Но даже если на вас — ни царапины, неприятности на этом могут и не закончиться.


Госинспекция охраны животного и растительного мира предупреждает: не спешите забирать тушу сбитого зверя. Опасно. А также запрещено Правилами ведения охотничьего хозяйства и охоты.


О ДТП следует сообщить в ГАИ. Оттуда вызовут ветеринара и представителя лесничества. В общем, морока...


Но поучительным может стать недавний случай, имевший место в Дрогичинском районе. Водитель сбил дикого кабана. В качестве компенсации за стресс закинул тушу в багажник. В Пинске его остановили сотрудники ГАИ. Вопрос за вопросом, и «дорожному охотнику» теперь придется потратиться не только на ремонт автомобиля, но еще и заплатить штраф. Плюс возместить ущерб природе в лице охотопользователя — а это почти 8 миллионов рублей.


С точки зрения водителей, проблема организации безопасности дорог, к которым примыкает лес, решается медленно. Можно в оправдание ситуации называть разные причины (нет денег, воруют), но экологи уверены, что обеспечить безопасное сосуществование в природе автомобиля и зверя во многих случаях можно за счет недорогих мероприятий. Главное — грамотно подойти к решению вопроса и согласовывать действия при строительстве и реконструкции дорог. Министерство лесного хозяйства и департамент «Белавтодор» должны искать выход не каждый по–своему, а вместе.


Советская Белоруссия №21 (24404). Вторник, 4 февраля 2014 года.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter