Огородить от беды. В Браславском районе с начала года произошло 24 ДТП с участием диких животных

Дичь на дороге

Бампер вдребезги, водитель ранен. На асфальте перед машиной — сбитый лось... Такая картина на дорогах, к сожалению, не редкость. В туристическом Браславском районе с начала года случилось почти 25 ДТП с участием диких животных: под колеса попали 13 лосей, 10 косуль, лиса и кабан. Можно ли отгородиться от беды буквально — сеткой, узнавала наш собственный корреспондент.


В кабинете Анатолия Боровика, старшего госавтоинспектора отделения ГАИ Браславского РОВД, все дела разложены по полочкам. Среди прочих — материалы об автонаездах, фигуранты которых вышли из леса. Звериная драма разыгралась недавно на участке Логойск — Зембин — Глубокое — граница Латвии (Урбаны), приводит пример собеседник:

— Лосиху, похоже, задела боком фура. Выехав на место, мы увидели тушу килограммов на пятьсот. Как пушинку ее отбросило на несколько метров. Рядом бегали два лосенка... Водитель машины с места скрылся.

Плотность зверья в здешних краях высокая. На территории района обитают 1.770 косуль и 670 лосей. Отсюда и корни проблемы. Чаще всего аварии с животными фиксировали на дорогах республиканского значения. Для Браславщины это трасса Р–3, автодороги Полоцк — Миоры — Браслав (Р–14) и Браслав — Поставы — Мядель (Р–27). Проблема тянется из года в год, угрожая не только четвероногим. Несколько лет назад сохатый смял легковушку, пассажирка погибла. В этом году, к счастью, ни один человек не пострадал.

Винить зверей, выбегающих на дорогу, абсурдно. Уберечь и себя, и их могут только люди. По участкам, где случаются подобные ДТП, выносим предписания, конкретизирует Анатолий Боровик:

— В соответствии с ними и устанавливают дорожные знаки. На Браславщине проблемных участков восемь, и знаки, которые предупреждают водителей о возможной опасности, есть на каждом. Кроме того, ежеквартально анализируем дорожную обстановку, сведения направляем в нацпарк и райисполком. Информируем, что они могли бы рассмотреть возможности новых технических средств для предотвращения аварий с животными. Один из вариантов — ограждения вдоль трасс.
Недавно крупная авария случилась в Брестской области. На трассе М–1 44–летняя жительница Барановичского района, управляя Audi А4, столкнулась с двумя лосями. В итоге одно животное влетело в салон иномарки. Водителя пришлось в срочном порядке госпитализировать.
Есть ли вообще в защитной сетке резон? Гибель отдельно взятого животного для сохранения популяции некритична. Вместе с тем от подобных аварий экономика Национального парка «Браславские озера» не выигрывает. Каждый сбитый лось, косуля — это несостоявшийся трофей. Потому менять ситуацию и в интересах нацпарка. Правда, насчет ограждений у его генерального директора Михаила Чичко свое мнение:

— Зверю наши законы не писаны, городи не городи, лось все равно найдет «окно» и выйдет на трассу. Конечно, мы не сидим сложа руки. Выставляем солонцы недалеко от трасс, чтобы у зверья не было желания полакомиться солью, которая есть в противогололедной смеси. Проводим систематические подрубки осинников, регулируем численность животных, в том числе проводя загонную охоту вблизи дорог. В этом году лимит добычи лосей — 180 особей, косуль — 350. Численность кабана и вовсе сводим к нулю: так предотвращаем саму возможность вспышки чумы свиней.

Ведущий инженер по охотхозяйству «Браславских озер» Сергей Танана выезжает на все «звериные» ДТП. Он уверен, что если что–то и нужно ограничивать, то не передвижение четвероногих, а скорость:

— Сеткой все не огородить, но дополнительные знаки, в том числе ограничивающие скорость, — нелишние. Будь моя воля, вообще вырубил бы леса вдоль дорог метров на 10, еще больше внимания уделил бы расчистке придорожных полос от кустарников. Чтобы оставить и людям, и зверям шанс, время на реакцию.

Заместитель генерального директора РУП «Витебскавтодор», которое обслуживает эти трассы, Михаил Акулич обещает:

— Если дополнительные знаки нужны — установим. В целом, считаю, необходимо объединить усилия нацпарка, дорожников, экологов, ГАИ. Многие специалисты приходят к выводу, что сетки малоэффективны. Тем более указанные дороги — не магистрали, где движение более интенсивное, а съездов нет. Последнее имеет значение. Не так давно при реконструкции М–1 мы установили локальное ограждение в Толочине. Через участок лежала миграционная тропа животных, а населенных пунктов и съездов, которые разрывали бы сетку, не было. Рассматриваем возможность сделать что–то похожее на М–8. А на М–3, проект реконструкции которой только готовим, хотелось бы пойти дальше — построить надземный переход для животных. В районе Березинского заповедника это актуально.

Надземные переходы, или, как их еще называют, экодуки, активно используют в Европе, пару лет назад они появились в России. В этом году в нашей стране разработали комплекс мер по предупреждению ДТП с животными на дорогах. Белорусский дорожный научно–исследовательский институт должен создать каталог типовых решений по строительству надземных переходов. Решение дорогостоящее и небыстрое, но нужное. Ну а пока дорожные знаки — в помощь проезжающим: предупрежден, значит, вооружен.

КОМПЕТЕНТНО

Геннадий Горланов, главный специалист Витебского областного комитета природных ресурсов и охраны окружающей среды:

— На территории Витебщины — 41 миграционный коридор диких животных. В Браславском районе он один и пересекает дороги Р–27 и Р–3. Ставить ли там сетку — вопрос неоднозначный. Единого мнения насчет установки сеточных ограждений пока нет. Технические параметры при их возведении тоже не разработаны, как и не определено, на каком расстоянии от дороги они должны находиться.

Вместе с тем, на наш взгляд, возможна установка предупредительных аншлагов и дорожных знаков, сетчатых ограждений, которые могут стать направляющими коридорами для прохода животных к подземным или надземным экодукам. А значит, способствовать их безопасному переходу через автодороги.

naumova@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter