Основу тесной коммуникации бизнеса и власти, по мнению Сергея Найдовича, положила Директива № 4 «О развитии предпринимательской инициативы и стимулировании деловой активности». Первопроходцем в этом деле в свое время был Совет по развитию предпринимательства при Президенте. Эта структура стала генератором конструктивных идей и помогает наиболее полно раскрыться позитивному потенциалу бизнес-сообщества. Затем начали появляться более мелкие площадки — общественно-консультативные советы по развитию предпринимательства при облисполкомах, министерствах и ведомствах. Вместе с Декретом № 7 в Беларуси начали свою работу и советы по развитию предпринимательства при райисполкомах.
— Важно, что появились такие диалоговые платформы, которые занимаются проблемами развития бизнеса в регионах, — дополняет Сергей Найдович. — В компетенции советов — консультации, обсуждения, рассмотрение проблемных вопросов, формирование мнения о том, что происходит. И желательно, чтобы в советы входили люди, которым небезразлично развитие деловой среды, и чтобы они поднимали темы, которые реально волнуют бизнес. Хорошо, что уже в каких-то районах работа кипит. Знаю, что сейчас разрабатывается типовое положение, в котором определена дееспособность этих советов. Казалось бы, это формальность, но на самом деле это очень важный момент для глубинки, который поможет продвинуть малый бизнес в регионы.
Сергей Найдович отметил, что ощутимо большого рывка достигли предприниматели в этом году в части самозанятости. Однако знаковый вектор развития регионов — создание производств. Если не хватает своих ресурсов, нужно искать тех, кто готов вложиться. Допустим, это могут быть крупные предприятия, которым нужно помочь узреть в глубинке потенциал, дабы те пошли сюда со своими структурами, филиалами.
— Однако получается, что инвесторы, которые могут прийти в регионы, не знают, какие в глубинке перспективы, — объясняет Сергей Найдович. — Поэтому нужно уметь презентовать каждый конкретный район. Ведь именно частный сектор и малый бизнес, как записано в Стратегии устойчивого развития, — это драйверы развития районов. Кроме этого, помогут решить проблемы активизации деловой среды инкубаторы и центры поддержки предпринимательства, которые могут стать партнерами входящего бизнеса. Замечу, в этом случае возле нового начинает формироваться кластер малых предприятий. И это тоже прекрасно: рабочие места, дополнительные поступления в местную казну...
Главными участниками Недели белорусского предпринимательства выступят именно управляющие, топ-менеджеры, собственники, директора, инвесторы и представители госорганов. Ключевым для них станет деловой форум «Развитие предпринимательства Беларуси: стратегия и тактика». Он пройдет завтра, 20 марта, в Национальной библиотеке. Топовые темы встречи — финансовые инструменты для бизнеса, включение субъектов малого и среднего предпринимательства во внешнеэкономическую деятельность, правовое регулирование МСП и возможность развития своего дела в сфере стартапов.
На форуме представят результаты опроса Индекса делового оптимизма (ИДО) — аналитического исследования, которое показывает, как владельцы бизнеса оценивают созданные в стране условия для развития предпринимательства. А также презентуют проект Национальной платформы бизнеса Беларуси — документа, содержащего предложения по улучшению делового климата, который вырабатывает все бизнес-сообщество страны.
Кстати, пройдут в эти дни и «фирменные» проекты недели. Они традиционно запланированы не только в столице, но и в регионах. Прежде всего, это встречи представителей бизнеса и различных ветвей власти на местах. В школах — акция «Предприниматели о предпринимательстве». Во время ее представители деловых кругов приходят в аудитории различных учебных заведений и рассказывают об экономике, бизнесе и своих успехах. Еще один проект называется «Демонстрируем свой бизнес». Во время этой акции любой желающий может посетить предприятие, чтобы увидеть, как работает бизнес изнутри.
uskova@sb.by