Диалог с меняющейся Европой. Дмитрий Медведев провел переговоры в Стокгольме

В столице Швеции Стокгольме состоялся очередной саммит Россия – Евросоюз, в котором принял участие Президент России Дмитрий Медведев. 

В последнее время между Россией и Швецией, которая сейчас является страной-председателем ЕС, возникла определенная напряженность, поскольку Швеция часто поддерживала Польшу и страны Балтии в их конфликтах с Россией. Возникло даже предположение, что визит Медведева в Стокгольм не состоится. Но до крайности ситуацию доводить не стали. Наоборот, российская делегация приехала со словами благодарности за данное разрешение на прокладку через экономическую зону Швеции газопровода «Северный поток». «Он интересен для Европы, – заявил российский президент. – Чем больше будет таких возможностей, чем больше будут доставки энергоносителей, тем более независимой будет Европа в смысле источников энергоснабжения». Причем Москва, подчеркнул он, всегда исходила из того, что процессам диверсификации поставок надо помогать. Иногда этим занимается Россия, а иногда процессы идут без ее участия. «Это тоже нормально», – добавил Медведев.
«Мы сегодня уже знаем, что подготовлено несколько меморандумов, которые можно было бы подписать даже здесь, в Стокгольме, но мы по каким-то неведомым причинам решили этого не делать, – заявил Дмитрий Медведев после переговоров с премьер-министром Швеции Фредриком Рейнфельдтом. – Видимо, для того чтобы наши коллеги смогли еще раз встретиться и подписать эти документы или в Москве, или в Стокгольме». Президент России имел в виду меморандумы в сфере энергетики и транспорта, подписание которых, как заявляют в Кремле, не произошло только по техническим причинам.
Разумеется, Швеция интересна для России не только с точки зрения развития энергетических проектов. Москва хотела бы видеть больше шведских инвестиций в автомобилестроении, IT-сфере. «Мы заинтересованы в развитии многогранных контактов со шведскими компаниями, развитии бизнеса в наукоемких отраслях, в области IT, в области энергоэффективности нашей экономики. Это наша стратегическая цель», – говорил в Стокгольме Дмитрий Медведев.
Фредрик Рейнфельдт подтвердил, что Россия представляет большой интерес для шведских компаний, многие из которых работают у нас уже многие годы. Но шведскому бизнесу очень мешает российская коррупция.
– Россия, к сожалению, в этом смысле не уникальна, – согласился Дмитрий Медведев. – Коррупция – это явление, которое поразило практически всю планету. Она есть в любой экономике. Вопрос только в том, чтобы мы контролировали эти процессы, чтобы мы подавляли значительную часть коррупционных проявлений. В этом смысле нам еще предстоит потрудиться.
Затем к переговорам Президента России и премьер-министра Швеции присоединились глава Еврокомиссии Жозе Мануэл Баррозу и верховный представитель ЕС по общей внешней политике и безопасности Хавьер Солана. Тут, собственно, и начался саммит Россия – ЕС, где премьер Швеции уже представлял свою страну как председателя в Евросоюзе. Список тем у России и Евросоюза не меняется из года в год.  По-прежнему продолжается работа по подготовке нового базового соглашения о партнерстве и сотрудничестве.  «В этом плане все двигается неплохо, – заявил Дмитрий Медведев. – Уже идет согласование самого документа по разделам. Надеюсь, в ближайшее время мы выйдем на окончательный текст».
Но в таком процессе всегда должно быть место компромиссам, считает российский президент. В качестве примера он привел переговоры сторон по упрощению визового режима и дальнейшему выходу на безвизовый режим поездок граждан. «Наши граждане могли бы на короткое время приезжать в страны ЕС без виз, как и граждане ЕС к нам», – уверен Медведев.
В последнее время Евросоюз активно интересуется вступлением России в ВТО. После сообщения о создании Таможенного союза между Россией, Беларусью и Казахстаном  вопросов  стало еще  больше. При этом в Европе считают, что если бы Россия числилась в ВТО, то в период кризиса не пошла бы на неоправданное повышение некоторых таможенных тарифов. «Каков будет сценарий присоединения РФ к ВТО? Для нас главное – это скорость. Какой путь окажется короче, тем путем мы и пойдем», – заверил Медведев. Жозе Мануэл Баррозу от имени ЕС заявил, что хотел бы скорейшего вступления России в ВТО.
Разумеется, стороны не стали скрывать имеющиеся разногласия. Одним из них остается Кавказ
(в первую очередь статус бывших грузинских автономий). Вторым – проблема прав человека. Журналисты поинтересовались у российского президента, почему Россия, имея около 100 решений Европейского суда по правам человека, не наказывает преступников. Дмитрий Медведев сразу отделил случаи, когда речь идет об имущественных компенсациях и уголовном преследовании. Первые исполняются, поскольку Россия является членом суда.
– Никто не имеет права навязывать нам те или иные решения в отношении уголовного преследования, – заявил он. – Это было бы просто смешно. Это не соответствовало бы международному праву.
Россия, напомнил Медведев, обладает всей полнотой суверенитета в отношении уголовного преследования своих граждан. «Если кто-то является преступником по российскому уголовному закону, он подлежит наказанию в Российской Федерации, но решение о его виновности в качестве уголовного преступника должно быть вынесено только российским судом для исполнения на территории России, и никаким другим», – заявил глава государства.
С другой стороны, часто случается так, что желание России наказать преступников сталкивается с нежеланием европейских стран их выдавать. Причем значительная часть таких случаев приходится именно на Швецию, с которой Москва до сих пор не подписала соглашение о выдаче преступников, в том числе террористов. «Это дело вызывает озабоченность в Швеции, и мы ведем переговоры, чтобы решить эти вопросы», – заявил премьер-министр Швеции Фредрик Рейнфельдт. В некоторых случаях отказ в экстрадиции связан с тем, что шведские власти не уверены, что обвиняемым в России будут созданы подобающие условия.
Особенностью саммита в Стокгольме стало то, что он проходил  накануне важнейших политических перемен внутри ЕС. Для России, и не только для нее, диалог с Евросоюзом осложнялся тем, что этот потенциально самый мощный в мире (по крайней мере, в области экономики) блок государств не имел постоянного единого руководства, обладающего реальными полномочиями. Теперь эта проблема вроде бы решилась. После долгих мучений все 27 стран ЕС ратифицировали Лиссабонский договор. Он подразумевает наличие у Евросоюза постоянных руководителей, представляющих его на международной арене. 19 ноября главой Евросоюза большинством голосов был избран премьер-министр Бельгии Херман ван Ромпей. Он займет этот пост с 1 января 2010 года и будет выполнять обязанности президента в течение двух с половиной лет. Секретарем по международным делам стала британская баронесса Кэтрин Эштон.
Впрочем, выбор персоналий показывает, что проблема отсутствия руководства если и решена, то не до конца. До последнего момента предполагалось, что ЕС возглавит бывший премьер-министр Великобритании Тони Блэр, обладающий значительным авторитетом в мире. Однако его кандидатура была заблокирована лидерами Германии и Франции. Они поддержали Хермана ван Ромпея, которого очень сложно считать «политическим тяжеловесом» даже внутри самого ЕС. Сомнительно, что он сможет на равных вести диалог с Обамой, Медведевым или Ху Цзиньтао. Что касается Эштон, то она откровенно заявила, что получение должности министра иностранных дел ЕС стало для нее сюрпризом. Поэтому можно предположить, что Евросоюз еще долго будет находиться «в поисках себя».

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter