Диалог рождает понимание

Алексей ДЗЕРМАНТ, научный сотрудник Института философии Национальной академии наук Беларуси

Алексей ДЗЕРМАНТ, научный сотрудник Института философии Национальной академии наук Беларуси

Вместе с масштабными экономическими и геополитическими изменениями в современном мире все более очевидными становятся и перемены в сфере духовной. С одной стороны, наблюдается рост религиозно мотивированного экстремизма, особенно в исламских странах. С другой — в государствах европейской цивилизации снижается значение христианских церквей, радикально изменяется ценностный базис западных обществ. Именно в этом контексте следует отметить важность состоявшегося в Минске IV Европейского православно-католического форума.

Столица Беларуси не случайно стала местом диалога иерархов двух основных христианских конфессий. Православную и католическую веру исповедывает большинство граждан Беларуси. Исторически так сложилось, что наша земля стала местом встречи и взаимопроникновения двух основных конфессий, результатом чего являются многолетний межрелигиозный мир и согласие на белорусской земле.

Понимая непреходящее значение Церкви и Костела в жизни и культуре белорусского общества, руководство страны выступило одним из организаторов этого форума, обозначив в его рамках те вопросы и проблемы, которые волнуют каждого человека. Об этом говорил на открытии форума и Александр Лукашенко: “Во многих странах Запада отмечаются нравственная деградация общества, отказ от христианских принципов морали, разрушение семейных устоев. Культ потребительства и погоня за удовольствиями становятся реальными угрозами духовного вырождения людей и ущербной трансформации государств. Построение нового миропорядка на таких принципах безжалостно отсекает историко-культурные различия народов, их бесценный, веками наработанный опыт в построении семьи и государства, в основах рационального жизненного уклада и взаимодействия с природой и обществом”.

Впрочем, это проблема не только западной европейской цивилизации, но и нашей — восточной. Представители власти и люди, имеющие авторитет в Беларуси, неоднократно декларировали приверженность традиционным ценностям, основанным на  нормах христианской морали. Иногда эта принципиальная позиция вызывает критику в определенных кругах западных стран, полагающих, что именно их путь и ценности должны быть единственным примером и ориентиром. С этим сложно согласиться. Мир уже не является однополярным, и диктат в вопросах нравственности и морали неприемлем. А не учитывать консервативные в своей основе ценностные установки белорусского общества не может никакая власть, рассчитывающая на его поддержку.

Тем не менее это не значит, что Беларусь изолирована от негативных тенденций, затрагивающих всю нашу цивилизацию. Наша страна открыта для сотрудничества, ведет активную внешнюю политику, взаимодействует с соседями, и вместе с этим мы открыты и многим порокам современного мира. Говоря об этом, Президент заметил, что перед белорусским обществом стоят такие же серьезные задачи, как и перед любой европейской страной. И это не только распространение пьянства, наркомании и прочие неприглядные явления современности.

Одна из тенденций, набирающих силу в европейских странах, — отчуждение человека от привычных форм социализации: местных сообществ, трудовых коллективов, церквей, семьи и так далее. Человек, как одинокий индивид, оторванный от корней, не связанный традициями, нормами морали, узами родства и принадлежности, становится как бы самоцелью, но при этом утрачивает многое из того, что делает его человеком и что придает смысл его жизни. Отсюда и те проблемы моральной деградации, о которых сказал Президент. Человек начинает искать смысл своего существования не в созидательном труде и творчестве ради общего блага, а в сомнительных удовольствиях и пагубных пристрастиях.

Конечно, масштаб проблемы таков, что ее не решить только усилиями религиозных институтов. Необходима совместная согласованная системная деятельность государства, церквей, общественных организаций и всего международного сообщества. В данном контексте христианские ценности — это не только приверженность символу веры или библейским заповедям. Эти ценности формировались веками, сочетая в себе достижения разных народов, выработку общего культурного канона, вбирая в себя местные традиции. По существу, это гармоничное сочетание универсального и локального, того, что в последнюю очередь сделало Европу эталоном для всего мира. Без этих ценностей, так же как и без античного наследия (философии, права, искусства), невозможно представить европейскую цивилизацию.

А это значит, что без них не будет и ее дальнейшего развития.

Понимание этого приходит и в странах Западной Европы, свидетельством чему служит рост поддержки консервативных и традиционалистических партий во время недавних выборов в Европарламент. Для этих партий, как и для миллионов граждан стран — участниц ЕС, общий европейский дом нуждается именно в таком прочном основании, а не в эфемерных постмодернистских догмах. Было бы логично, если бы следом за встречей представителей основных европейских христианских конфессий с участием Беларуси начался бы и диалог на тему ценностных оснований Европы на политическом и дипломатическом уровне.

Для Беларуси путь сохранения того, что сделало нашу цивилизацию лидером планетарного прогресса, может стать одним из важнейших способов позиционирования себя на международной арене. И это могло бы выгодно отличать нашу страну и нашу культуру, особенно в свете непрекращающихся конфликтов и столкновений, имеющих в том числе религиозные основания. Белорусская рассудительность, спокойное и терпимое отношение к представителям разных конфессий и цивилизаций, настроенность на диалог Запада и Востока, взаимопонимание в современном бурлящем мире становятся качествами, обеспечивающими не только внутреннюю гармонию, но и авторитет среди других государств.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter