Диалог продолжается

Переход в расчетах за газ на рыночные рельсы (как это, кстати, давно делается в нефтяном секторе) и некоторые разночтения по поводу единого рубля не изменили намерений Беларуси создать с Россией прочный союз.
Диалог продолжается

Переход в расчетах за газ на рыночные рельсы (как это, кстати, давно делается в нефтяном секторе) и некоторые разночтения по поводу единого рубля не изменили намерений Беларуси создать с Россией прочный союз. Это красноречиво показывает перечень вопросов, с которыми руководитель белорусского правительства намерен участвовать 1 октября в заседании Совета министров Союзного государства. К слову, повестка дня была подготовлена совместно правительствами обеих стран. По настоянию Беларуси будет проанализирован ряд достаточно острых проблем. Как известно, позиция белорусской стороны заключается в том, что сначала должны быть созданы равные условия для субъектов хозяйствования, в том числе по ценам на нефть и газ, а уж потом можно вводить единую валюту. Соответствующие вопросы, а также союзный баланс топливно-энергетических ресурсов на следующий год и предполагается рассмотреть.

Вчера Александр Лукашенко принял с докладом о подготовке к предстоящей встрече исполняющего обязанности Премьер-министра Сергея Сидорского. Президент дополнительно обозначил ряд конкретных экономических вопросов, которые должны быть вынесены на обсуждение Совета министров Союзного государства. Как бы репетицией "большого Совмина" может стать совместное заседание правительств Беларуси и Москвы, намеченное на 30 сентября в рамках открывающихся завтра в столице России Дней Беларуси.

Владимир ЯКОВЛЕВ, "СБ".

Принцип золотой середины

Вчера на совещании у Президента обсуждались предполагаемые изменения в административном законодательстве. Казалось бы, рутинный и малоинтересный вопрос непрерывного процесса законотворчества. Практически полностью готов Кодекс об административных правонарушениях, завершается разработка Процессуально-исполнительного кодекса об административных правонарушениях. С нового года оба свода документов должны вступить в силу. И завершающий этап их подготовки заставляет еще раз внимательно проанализировать степень качества проектов. Ведь их положения так или иначе будут напрямую касаться интересов многих людей.

Спектр административных правонарушений весьма широк: от безбилетного проезда в общественном транспорте и неправильного перехода улицы до неправомерной охоты и ловли рыбы. Иной раз нарушителем можно стать и вовсе не осознавая того: провел, например, электричество в дачный домик, а оказалось, что неправильно с точки зрения противопожарных норм. Упомянутые кодексы должны закрепить единую для всех подобных случаев модель взаимоотношений граждан, организаций и государства.

Работа, понятно, начиналась не на пустом месте. Административное законодательство в стране, естественно, было и есть. Но за долгие годы оно утратило системность. Появилось слишком много ведомственных нормативных актов, что может дезориентировать не только рядовых граждан, но и специалистов. Поэтому, как отмечал Александр Лукашенко, необходимость кодификации, то есть сведения всех норм административного права в единый акт, назрела давно и полностью оправдана. Другой вопрос: как она реализуется? Не оторван ли процесс законотворчества от реальной жизни? Не подменяется ли насущная жизненная необходимость излишним теоретизированием?

Наиболее дискутируемый вопрос касается разграничения полномочий судов и органов государственного управления в применении административных санкций. В свое время высказывалась мысль о передаче рассмотрения всех административных дел в компетенцию судов. Идея, признаем, не лишенная некоторой логики. Такая система более прозрачна, оставляет меньше шансов для злоупотреблений чиновников, повышает уровень объективности рассмотрения дел. С другой стороны, имеет смысл задуматься и над тем, насколько она удобна для людей. Проблема загруженности судей общеизвестна. Тех из них, кто занимается исключительно административными делами, в райцентрах зачастую по одному. Можно себе представить, что будет с ними, если "зайцы", лихачи и нарушители поневоле со всего района выстроятся в очередь за решением о наказании.

Или такой вот непростой момент. По подготовленным проектам все административные дела относительно юридических лиц должны также рассматриваться в судах. Это уже компетенция хозяйственного судопроизводства. Но хозсуды есть только в областных центрах. Справятся? Еще один аспект: не утратят ли, скажем, контрольные органы эффективность, если будут не вправе напрямую применять санкции к нарушителям финансовой дисциплины?

Позиция Президента на этот счет объективна: необходимо найти золотую середину, чтобы система была понятна и удобна людям и не наносила ущерба авторитету и статусу государственных органов. Окончательную ревизию законодательных актов он потребовал провести кратчайшим образом. Они должны быть выверенными и полностью согласованными между заинтересованными структурами и лишенными явного крена в сторону удовлетворения узких ведомственных интересов.

Сразу после совещания глава Администрации Президента Урал Латыпов конкретизировал задачи. Определены состав рабочей группы по доработке проектов кодексов и ответственные за это. Предполагается, что с 1 января 2004 года документы вступят в силу, как и предусмотрено планом законотворческой деятельности.

Дмитрий КРЯТ, "СБ".
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter