Диалог партнеров

Уважаемый главный редактор! В газете "Советская Белоруссия" от 30.
Уважаемый главный редактор!

В газете "Советская Белоруссия" от 30.01.2004 г. было опубликовано интервью председателя Федерации профсоюзов Леонида Козика "Партнерство ради человека". Напомним, в нем шла речь о ходе работы Правительства, ФПБ и республиканского объединения нанимателей над Генеральным соглашением на 2004 - 2005 гг. К сожалению, позиция партнеров по некоторым вопросам, над которыми еще продолжается работа, представлена в искаженном виде и без аргументации.

Уважая точку зрения профсоюзов по обсуждаемым вопросам, считаем необходимым кратко обозначить свою позицию по тем вопросам соглашения, обсуждение которых еще продолжается.

С уважением Антонина МОРОВА, министр труда и социальной защиты.

Уважая точку зрения профсоюзов и нанимателей, Министерство труда и социальной защиты в открытой дискуссии отстаивает свою позицию. Вместе с тем это обстоятельство иногда становится поводом для разного рода спекуляций и зачастую ошибочных трактовок позиции министерства. К сожалению, это допускают и наши партнеры по переговорам.

Поэтому есть необходимость кратко остановиться на тех вопросах социально-трудового блока проекта соглашения, согласование которых еще окончательно не завершено.

Так, Генеральное соглашение традиционно содержит раздел, посвященный гарантиям в сфере занятости. Правительство обязуется принимать активные меры на рынке труда, осуществлять социальную защиту безработных.

Основным механизмом реализации государственной политики в сфере занятости являются ежегодные Государственная и региональные программы занятости населения, которые разрабатываются органами государственного управления с участием профсоюзов и объединений нанимателей.

Правительство обязуется также принимать дополнительные специальные меры в тех регионах, где, по прогнозам, будет наблюдаться особенно напряженная ситуация на рынке труда и безработица может приобрести массовый характер.

Договаривающиеся стороны едины во мнении о необходимости принятия специальных дополнительных мер для таких регионов. Но пока не достигнуто согласование позиций по определению величины критического уровня безработицы, при котором должны приниматься такие меры.

Профсоюзы настаивают на сохранении прежнего критического уровня - 3 процента.

Вместе с тем уже сейчас уровень безработицы в среднем по республике составляет 3,1 процента. Специальные дополнительные меры, по мнению Министерства труда и социальной защиты, должны приниматься, если в регионе уровень безработицы выше, чем средний показатель ее по стране. В частности, предлагается установить критический уровень для принятия специальных дополнительных мер в 5 процентов.

К слову сказать, доводы министерства были с пониманием восприняты экспертами Федерации профсоюзов, работавшими в рабочей группе по подготовке проекта Генерального соглашения. Разногласий по данному вопросу на этом этапе не было. Однако по прошествии времени позиция профсоюзов изменилась.

Напомним, что механизм взаимодействия социальных партнеров по решению проблем массовой безработицы определен постановлением Кабинета Министров от 23.01.1995 г. N 41 "Об утверждении Положения об организации взаимодействия государственных органов, профессиональных союзов и нанимателей в целях предотвращения массовой безработицы".

При этом необходимо подчеркнуть, что Министерство труда и социальной защиты никогда не вело и не ведет речь о допустимости роста безработицы в целом по стране до уровня 5 процентов. Государственная политика в сфере занятости населения направлена на недопущение дальнейшего роста безработицы, сохранение ее уровня в рамках параметров, устанавливаемых прогнозом социально-экономического развития республики.

Продолжаются консультации и конструктивный диалог партнеров по вопросам пенсионного обеспечения. При этом Министерство труда и социальной защиты не ставило и не ставит вопрос, как это было заявлено недавно в одном из выступлений в средствах массовой информации руководства ФПБ, об уменьшении размеров пенсий. Увеличение размеров пенсий происходит строго в соответствии с действующим законодательством. Так, в прошлом году, несмотря на сложное финансовое положение Фонда социальной защиты Министерства труда и социальной защиты, размер пенсий был повышен почти на треть - на 27 процентов. Дважды, в том числе и по инициативе министерства, повышались размеры трудовых пенсий. В феврале текущего года, как известно, произведен очередной перерасчет всех их видов. В результате перерасчета размер пенсий в нашей стране был увеличен в среднем на 18,5 процента.

Что касается проблемных вопросов пенсионного реформирования, включая повышение пенсионного возраста, ограничение размера пенсии для работающих пенсионеров, то ни одна из сторон при разработке проекта Генерального соглашения на 2004 - 2005 годы их не поднимала.

Проблема объемов отчислений из Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты на финансирование мероприятий по оздоровлению населения является также одним из вопросов, обсуждаемых с профсоюзами в ходе работы над соглашением. Министерство труда и социальной защиты предлагает определить в Генеральном соглашении на 2004 - 2005 гг. объем отчислений в размере 1 процента от фонда оплаты труда, Федерация профсоюзов Беларуси - 1,5 процента. Подчеркнем, что предложение министерства основывается на объективных расчетах и реальной оценке ситуации. Практика последних лет показала финансовую достаточность расходов на оздоровление населения в пределах 1 процента от фонда оплаты труда. Это позволит в полном объеме финансировать летнее оздоровление детей и обеспечить самое высокое среди стран СНГ соотношение между количеством выделяемых путевок для санаторно-курортного лечения взрослого населения и числом работающих.

Обсуждаются также вопросы применения контрактной формы найма работников. Здесь позиции Министерства труда и социальной защиты и Федерации профсоюзов близки - контракт должен заключаться только в соответствии с законодательством с соблюдением всех прав и гарантий работников.

Процесс согласования позиций социальных партнеров всегда непрост. В итоге соглашение - это компромисс между предложениями одной стороны и реальными возможностями другой. Разработка Генерального соглашения - это один из положительных примеров социального диалога между правительством, Федерацией профсоюзов и республиканским объединением нанимателей, направленного на решение важных задач социально-экономического развития страны.

Пресс-служба Министерства труда и социальной защиты.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter