Диагноз ставили... механизаторы

В ПЕРВУЮ очередь речь шла о ситуации в столичной области и работе трех дилерских центров, действующих в регионе. Хотя то, о чем говорили их представители, а также Белорусской МИС, Гостехнадзора, Комитета по сельскому хозяйству и продовольствию облисполкома, облагросервиса, механизаторы и, конечно же, хозяева, вряд ли отличается от ситуации в других областях.

На базе Копыльского райагросервиса за «круглым столом» обсуждали проблемы качества выпускаемой «Гомсельмашем» техники и улучшения ее обслуживания

В ПЕРВУЮ очередь речь шла о ситуации в столичной области и работе трех дилерских центров, действующих в регионе. Хотя то, о чем говорили их представители, а также Белорусской МИС, Гостехнадзора, Комитета по сельскому хозяйству и продовольствию облисполкома, облагросервиса, механизаторы и, конечно же, хозяева, вряд ли отличается от ситуации в других областях.

Для начала приведем несколько примеров. В прошлом году гарантийный парк сельхозмашин этого предприятия в столичной области составлял более 910 единиц, в том числе 656 зерноуборочных комбайнов различных модификаций, 148 — комплексов для заготовки кормов К-Г-6 «Полесье», 46 — комплексов КВК-800 и более 60 — косилок КПР-9. За год они «капризничали» в общей сложности почти 600 раз. Причем больше всего неисправностей — 70 процентов — приходилось на КЗС-1218, 16 процентов — на К-Г-6, 12 процентов — на КВК-800. 12 раз (2 процента) выходили из строя КПР-9. Все эти неисправности устранялись в основном в течение суток. Но были случаи, отмечали за «круглым столом» выступающие, когда во время работы техника простаивала по два и три дня.

И еще, на наш взгляд, немаловажная информация. Из-за неправильной эксплуатации машин, т. е. по вине механизаторов, зарегистрировано почти 19 процентов отказов. Так что вынесенная в повестку дня тема была актуальна как для производителей, так и потребителей техники.

Прежде чем ее обсуждать, руководитель райагросервиса Анатолий Черкас устроил для гостей своего рода экскурсию по предприятию, во время которой ознакомил их с организацией ремонта техники в целом и зерноуборочных комбайнов в частности.

Восстановлением такой техники райагросервис занимается уже не один год. Поэтому когда в свое время встал вопрос специализации сервисных центров, то предприятию судьбой было предначертано заниматься этой работой и дальше. А в дополнение — и восстановлением свеклоуборочных приставок.

— Выручка от реализации продукции, работ и услуг за минувший год составила более 92 миллиардов рублей, темп роста — 193 процента, — рассказывал гостям о производственно-экономических делах директор райагросервиса Анатолий Черкас. — Более чем в два раза прибавили в работе ремонтная мастерская, автотранспорт, технический обменный пункт. Прибыль ремонтной мастерской, например, достигла 1890 миллионов рублей, а темп роста по сравнению с 2011 годом — 276 процентов.

В этом году райагросервису необходимо восстановить 14 зерноуборочных комбайнов. На время проведения «круглого стола» больше половины из них было уже отремонтировано и отправлено в хозяйства. Эта услуга обошлась им от 50 до 180 миллионов рублей за машину. Для КЗС-1218 ОАО «Прогресс-210», например, в соответствии с калькуляцией требовалось запчастей на 94,8 миллиона рублей, еще на 5 миллионов рублей тянула основная зарплата плюс другие затраты. В итоге набиралось около 180 миллионов рублей. На сто миллионов меньше тянуло восстановление КЗС-10 РСУП «Бобовня».

Ремонтный период в райагросервисе начинается вскоре после жатвы. Поэтому запчасти ему нужны уже в сентябре-октябре. А завод на них начинает работать позже. Такой график сервисное предприятие устроить не может. Поэтому приходится обращаться за ними в «Белагросервис», Слуцкий дилерский центр, на Михановичскую базу, в коммерческие структуры.

На ремонтном конвейере, где полным ходом шло восстановление комбайнов, участники «круглого стола» не только обсуждали «болячки» отдельных узлов и механизмов, но и предлагали рецепты по их излечению. Скажем, для ремонта требуется кожух зернового элеватора. Но райагросервису он не нужен в сборе, а в чистом виде. В результате предприятие привезло их со стороны три единицы, значительно удешевив таким образом стоимость ремонта. На комбайны выдаются карты смазки, однако для некоторых механизаторов это не «руководство к действию». Сельхозпредприятия района готовы были поставить в ремонт еще три—пять комбайнов, но для этого нужны запчасти.

В последнее время техника «Гомсельмаша» стала значительно лучше. Но, как заметил один из механизаторов, предела совершенству нет, кое-что нужно и улучшать. Когда в наклонной камере сделали двойной транспортер, то начало рвать планки, есть некоторые вопросы и по жатке. Не всегда клавиши поспевают вытрясать зерно, в результате чего появляются потери. Холодновато работать без печки на уборке кукурузы. А по словам начальника цеха ремонта комбайнов Копыльского райагросервиса Владимира Якубовского, в них нужно усилить ребра жесткости боковин.

Как в ремонтной мастерской, так и во время «круглого стола» каждый говорил о том, что волнует, высказывал замечания по улучшению конструкторских решений отдельных узлов и механизмов, организации обслуживания техники. Но если разложить все замечания по группам, то на рабочие органы молотильно-сепарирующего устройства, например, за прошлый год в целом по стране пришлось около 70 отказов, 18 раз выходили из строя мотовила, около 80 — гидросистема, более 50 — электрооборудование.

— На все эти замечания предприятие реагирует достаточно активно, — считает руководитель Белорусской МИС Станислав Карпович. — По крайней мере, не так, как тракторный завод. Исходя из всего этого там нарабатывают мероприятия по снижению потерь зерна, поломок, простоев, улучшению качества выпускаемых машин и их обслуживания. Правда, не всегда получается так, как хотелось бы потребителям.

Состоявшийся разговор участники «круглого стола» предложили переложить на конкретные мероприятия и передать их конструкторам и предприятию для изучения и реализации. И если одни из них не требуют больших усилий и могут решаться довольно быстро, то другие без конструкторской разработки воплотить в конкретные дела просто невозможно.

Не обошли вниманием присутствующие и дилерские центры.

— Разговор для нас оказался очень полезным, — прокомментировал итоги дискуссии заместитель заведующего конструкторско - исследовательским отделом надежности, оценки технического уровня и авторского надзора РКУП ГСКБ Валерий Руденков. — Из первых уст — от механизаторов и ремонтников, всех, кто связан с использованием нашей техники, — мы узнали, что их волнует и на что в первую очередь нужно обратить внимание. Все замечания взяли на заметку, чтобы потом реализовать их на практике. По некоторым уже приняты меры, но кое-что все-таки требует осмысления и воплощения. При этом хочу заметить, что мы работаем и на опережение. Но в результате совместных усилий надежность и качество наших машин будет лучше.

Подготовил Анатолий ЦЫБУЛЬКО, «БН»

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter