Диагноз: острая недостаточность

Монолог сельского доктора с 40–летним стажем

Монолог сельского доктора с 40–летним стажем


Нехватка врачей — характерная ситуация для всей страны. Если ориентироваться на минимальный социальный стандарт, то в Витебской области, например, хуже всего он выполняется в Дубровенском районе. Дабы не утомлять читателей обилием цифр, заострим внимание лишь на одной позиции — участковых терапевтах. На одного такого специалиста должно приходиться 1.700 пациентов. Реально же выходит более 2.250! Как в такой обстановке работается докторам? Не влияет ли загруженность на качество оказываемых медицинских услуг? Порассуждать над проблемой корреспондент «СБ» попросил главврача Осинторфской больницы сестринского ухода Алексея Шишкевича, на которого как на терапевта нагрузка тоже ложится приличная: на участке с прилегающими деревнями пациентов набирается порядка двух тысяч.


— Сам я, можно сказать, — местный: из деревни Сепищево Дубровенского района, — начал свой монолог Алексей Романович. — Окончил Оршанское медучилище, а в 1967–м — Витебский медицинский институт. По распределению приехал в Осинторф, где к тому времени работала моя жена Надежда.


Сейчас Осинторф — деревня, где и тысячи жителей не наберется, а тогда это был поселок городского типа. Жителей — около 6 тысяч! Работал участок от радиозавода «Лёс», крупнейшее торфодобывающее предприятие, откуда торф на поля возили, на БелГРЭС, которая рядом в Ореховске находится. Автомобильное движение — как в большом городе! Зарплаты хорошие, обеспечение. За покупками сюда приезжали из Дубровно, Орши и других городов. Больница тогда считалась поселковой. С терапевтическим стационаром на 50 коек. Плюс 25 гинекологических. В разгар эпидемии гриппа на приеме с раннего утра до 7 вечера сидели. Сегодня, видите, к обеду уже пациентов нет. Старики не хотят на прием ехать. С транспортом морока. Да и заразиться боятся. Все больше на дом врача вызывают. У нас две машины есть. А иначе как добраться до самой дальней деревеньки, которая километрах в 25 от Осинторфа. Правда, водитель у нас один. Прошу, чтобы выделили второго, но, говорят, неположено. В этой ситуации помогают три ФАПа, расположенные в агрогородках на нашей территории. Их отремонтировали, переоснастили. Позавчера, к примеру, я сам в Буду ездил. Там человек десять больных пришло. Профосмотры для персонала возрождающегося торфобрикетного предприятия, а также большого свинокомплекса, который от Оршанского комбината хлебопродуктов работает, центральная районная больница помогает проводить. Если необходимо, «скорая» оттуда приезжает.


Да, соцстандарт по терапевтам у нас не выдерживается. Хотя я бы не сказал, что так уж сильно перегружен. Бывали времена и посложнее. Главное, что с работой справляемся, помогаем людям. Вся проблема, на мой взгляд, заключается в том, что Осинторф пришел в упадок. Мне ведь скоро 71 год исполнится. Больше 40 лет я здесь живу, и все это происходит на моих глазах. Придет ли на мое место молодежь? Не знаю. Как–то мы с женой собирались увольняться, нам даже замену через газету искали, но тогда так никто и не откликнулся. Вот главврач ЦРБ Виктор Томашевич и уговорил остаться. К слову, когда я был молодым специалистом, больше года промыкался в деревянном бараке. Лишь последние два десятка лет живу в трехкомнатной квартире со всеми удобствами. А теперь, если в район приезжает семья врачей с ребенком, им сразу 2–комнатную квартиру дают. Вроде бы и условия есть, а люди в глубинке не задерживаются. У нас в больнице из молодежи есть 24–летние медсестры и 30–летние. Но все они — местные, оставшиеся дома после того, как отработали два года по распределению. Мне и дальше предлагают трудиться, опыт, говорят, большой, авторитет. Но в этом году я твердо решил — пойду на покой. Столько лет на одном месте! Из них 17 — главврачом. Звали на работу в Оршу, Дубровно — не поехал. И не жалею. Считаю, жизнь и карьера удачно сложились, но пора отдохнуть. А занятие себе найду. Я ведь пчеловод. И сад у меня есть...


Компетентное мнение


Главный врач Дубровенской ЦРБ Виктор Томашевич:


— Девять имеющихся свободных врачебных ставок, конечно, влияют на качество оказываемых услуг... Выходим из положения за счет совместителей и перераспределения обязанностей, насколько это возможно, при помощи медперсонала среднего звена. Думаю, что кадровый дефицит ликвидировать сможем уже летом нынешнего года. Действенным способом закрепления кадров на селе, на мой взгляд, является целевое направление. Поэтому сейчас в медицинских вузах страны учатся 12 человек из нашего района.


Компетентно


Татьяна Бенько, консультант управления труда и социальной политики Министерства экономики:


— Постановление Совета Министров о внедрении системы государственных социальных стандартов по обслуживанию населения страны было принято в мае 2003 года. Предусмотренный им минимальный уровень государственных гарантий социальной защиты, обеспечивающий удовлетворение основных потребностей человека, — не догма. С развитием экономики в стране, ростом благосостояния ее жителей планка социальных стандартов должна постоянно подниматься. Не случайно с момента выхода постановления в него уже 10 раз вносились изменения и дополнения. В частности, были введены отдельные нормативы для агрогородков, снижен порог нуждаемости в получении безналичной жилищной субсидии, повышены требования к санитарно–техническому состоянию сельских медучреждений и т.д.


Главная задача в ближайшее время — обеспечить повсеместное выполнение нормативов государственных социальных стандартов. К сожалению, есть отдельные примеры, когда они не выдерживаются. Поэтому особое внимание сейчас будет уделяться повышению уровня обслуживания жителей сельских населенных пунктов, в том числе малонаселенных.


Фото автора.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter