Сегодня каждый девятый маленький белорус имеет, выражаясь языком специалистов, психофизические особенности развития. И, как это ни печально, год от года диагноз ОПФР ставится все чаще: за последние 7 лет число детей "с особенностями" выросло более чем на 30 тысяч. До недавнего времени наличие "особенностей" для многих из них означало полную изоляцию от мира. Сегодня специалисты говорят: нет необучаемых детей. Теоретически это так. В действительности более 2.200 маленьких инвалидов (2,3 процента от общего количества) нигде не учатся, а жизненная перспектива многих из них - специнтернат.
Полочанин Виталий Волошин учится в обычной школе. Можно сказать, повезло, потому что у Виталика серьезные проблемы со зрением. Для него и еще 8 его сверстников, имеющих нарушение зрения, в полоцкой СШ N 1 открыли интегрированный класс. "Когда сыну пришла пора идти в школу, альтернативы оказалось всего две: либо вовсе не учиться, либо жить в 100 километрах от дома в школе-интернате для детей с психофизическими особенностями, - рассказывает мама Виталика Любовь Аркадьевна. - Выбрали интернат. Но уже через неделю сын вернулся домой, заявив, что там все чужое и еда невкусная. Так и учились: три недели дома, неделю в интернате. Не учились, а мучились, пока не появился интегрированный класс..."
Чего лукавить, интегрированный класс - дело непростое.
- Три года назад мне предложили принять в школу группу незрячих ребят, и я, честно говоря, растерялась, - вспоминает о своих сомнениях директор полоцкой СШ N 1 Евгения Муруткова. - А потом рассудила: кто им поможет, если я откажусь?
Так и появился в СШ N 1 интегрированный класс, самый светлый и просторный в школе. Здесь все оформлено по последнему слову тифлопедагогической науки: идеально гладкий пол, лампы на ученических партах, дополнительное освещение над доской, оптический увеличитель, компьютер, телевизор, восемь аудиоплейеров, зеленый уголок и уголок для индивидуальной коррекционной работы. "Спасибо спонсорам", - объясняет, откуда все это взялось, заместитель директора по учебной работе Инна Котова. Все девять ребят благополучно доучились до 8-го класса, причем трое из них продолжают грызть гранит науки в профильных классах.
Рождение больного ребенка - это всегда драма. И, увы, такие драмы нынче не редкость. Беда, быть может, живет в доме напротив, а то и в соседнем подъезде. Сегодня 241,5 тысячи ребятишек имеют особенности развития. "Тревожит то, что количество таких детей постоянно увеличивается, - комментирует ситуацию начальник управления специального образования Министерства образования Алла Коноплева. - Каждый из этих ребят имеет право на образование, гарантированное Конституцией. И в стране создана целая сеть специальных учебных заведений. Но ведь ребенку хочется быть со своей семьей. Выход из положения один - развивать интегрированную форму обучения, центры коррекционно-развивающего обучения и реабилитации".
По сравнению с 1999 годом число интегрированных классов увеличилось вдвое: их сейчас 3.830. Именно здесь занимается более половины учеников "с особенностями". За последние 4 года стало на 12 школ-интернатов меньше - их сейчас 66. Кроме нравственного аспекта, налицо еще и материальная выгода: обучение больного ребенка в интегрированном классе обходится государству намного дешевле, чем содержание в интернате.
Проблема с обучением детей-инвалидов решается, но не так быстро, как хотелось бы. Нередко причиной тому слишком тяжелая степень заболевания. Важно как можно раньше выявить отклонения в развитии и привлечь к работе с ребенком специалистов. Научно доказано: при таком подходе количество детей с особенностями развития сократилось бы на четверть. Увы, система "раннего выявления", утверждает Алла Коноплева, у нас до сих пор не создана. "Особая поддержка в таких ситуациях требуется родителям, - считает директор центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации управления образования Ленинского района Минска Антонина Королева. - Благодаря центрам коррекционно-развивающего обучения родители детей-инвалидов имеют возможность работать - здесь можно спокойно оставить ребенка на день, за ним присмотрят специалисты". Одна проблема: пока такие центры есть не во всех регионах...
Особая тема - учебники и учебные программы. До 1996 года учебники для специальной школы в Беларуси не издавались в принципе. За 7 лет для ребят с особенностями выпущено более 300 наименований новых учебников и около 100 учебных программ. Рукописи белорусских авторов оказались востребованы даже за рубежом: два белорусских учебника для специальной школы удостоены грифа министерства образования России.
А вот с квалифицированными кадрами сложнее: лишь половина из более чем 11 тысяч педагогов, обучающих ребят с диагнозом ОПФР, имеет дефектологическое образование. Не продуман до конца механизм профессионально-технического обучения выпускников специальных школ и интегрированных классов. Принять их готовы лишь в 39 ПТУ да 3 центрах профессиональной и социальной реабилитации.
Имея "особенности", шансы поступить в вуз и вовсе невелики. В нынешнем году студентами стали всего 575 инвалидов. Нужно развивать дистанционные формы обучения, считают в Министерстве образования. Кстати, такой опыт уже есть: в БГУИРе, например, виртуально занимаются трое студентов-инвалидов. Еще один шаг к реализации идеи разных, но равных. Не остановиться бы, ведь диагноз - не приговор.
Диагноз - не приговор
Сегодня каждый девятый маленький белорус имеет, выражаясь языком специалистов, психофизические особенности развития.