Диагноз - не приговор

Сегодня каждый девятый маленький белорус имеет, выражаясь языком специалистов, психофизические особенности развития.
Сегодня каждый девятый маленький белорус имеет, выражаясь языком специалистов, психофизические особенности развития. И, как это ни печально, год от года диагноз ОПФР ставится все чаще: за последние 7 лет число детей "с особенностями" выросло более чем на 30 тысяч. До недавнего времени наличие "особенностей" для многих из них означало полную изоляцию от мира. Сегодня специалисты говорят: нет необучаемых детей. Теоретически это так. В действительности более 2.200 маленьких инвалидов (2,3 процента от общего количества) нигде не учатся, а жизненная перспектива многих из них - специнтернат.

Полочанин Виталий Волошин учится в обычной школе. Можно сказать, повезло, потому что у Виталика серьезные проблемы со зрением. Для него и еще 8 его сверстников, имеющих нарушение зрения, в полоцкой СШ N 1 открыли интегрированный класс. "Когда сыну пришла пора идти в школу, альтернативы оказалось всего две: либо вовсе не учиться, либо жить в 100 километрах от дома в школе-интернате для детей с психофизическими особенностями, - рассказывает мама Виталика Любовь Аркадьевна. - Выбрали интернат. Но уже через неделю сын вернулся домой, заявив, что там все чужое и еда невкусная. Так и учились: три недели дома, неделю в интернате. Не учились, а мучились, пока не появился интегрированный класс..."

Чего лукавить, интегрированный класс - дело непростое.

- Три года назад мне предложили принять в школу группу незрячих ребят, и я, честно говоря, растерялась, - вспоминает о своих сомнениях директор полоцкой СШ N 1 Евгения Муруткова. - А потом рассудила: кто им поможет, если я откажусь?

Так и появился в СШ N 1 интегрированный класс, самый светлый и просторный в школе. Здесь все оформлено по последнему слову тифлопедагогической науки: идеально гладкий пол, лампы на ученических партах, дополнительное освещение над доской, оптический увеличитель, компьютер, телевизор, восемь аудиоплейеров, зеленый уголок и уголок для индивидуальной коррекционной работы. "Спасибо спонсорам", - объясняет, откуда все это взялось, заместитель директора по учебной работе Инна Котова. Все девять ребят благополучно доучились до 8-го класса, причем трое из них продолжают грызть гранит науки в профильных классах.

Рождение больного ребенка - это всегда драма. И, увы, такие драмы нынче не редкость. Беда, быть может, живет в доме напротив, а то и в соседнем подъезде. Сегодня 241,5 тысячи ребятишек имеют особенности развития. "Тревожит то, что количество таких детей постоянно увеличивается, - комментирует ситуацию начальник управления специального образования Министерства образования Алла Коноплева. - Каждый из этих ребят имеет право на образование, гарантированное Конституцией. И в стране создана целая сеть специальных учебных заведений. Но ведь ребенку хочется быть со своей семьей. Выход из положения один - развивать интегрированную форму обучения, центры коррекционно-развивающего обучения и реабилитации".

По сравнению с 1999 годом число интегрированных классов увеличилось вдвое: их сейчас 3.830. Именно здесь занимается более половины учеников "с особенностями". За последние 4 года стало на 12 школ-интернатов меньше - их сейчас 66. Кроме нравственного аспекта, налицо еще и материальная выгода: обучение больного ребенка в интегрированном классе обходится государству намного дешевле, чем содержание в интернате.

Проблема с обучением детей-инвалидов решается, но не так быстро, как хотелось бы. Нередко причиной тому слишком тяжелая степень заболевания. Важно как можно раньше выявить отклонения в развитии и привлечь к работе с ребенком специалистов. Научно доказано: при таком подходе количество детей с особенностями развития сократилось бы на четверть. Увы, система "раннего выявления", утверждает Алла Коноплева, у нас до сих пор не создана. "Особая поддержка в таких ситуациях требуется родителям, - считает директор центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации управления образования Ленинского района Минска Антонина Королева. - Благодаря центрам коррекционно-развивающего обучения родители детей-инвалидов имеют возможность работать - здесь можно спокойно оставить ребенка на день, за ним присмотрят специалисты". Одна проблема: пока такие центры есть не во всех регионах...

Особая тема - учебники и учебные программы. До 1996 года учебники для специальной школы в Беларуси не издавались в принципе. За 7 лет для ребят с особенностями выпущено более 300 наименований новых учебников и около 100 учебных программ. Рукописи белорусских авторов оказались востребованы даже за рубежом: два белорусских учебника для специальной школы удостоены грифа министерства образования России.

А вот с квалифицированными кадрами сложнее: лишь половина из более чем 11 тысяч педагогов, обучающих ребят с диагнозом ОПФР, имеет дефектологическое образование. Не продуман до конца механизм профессионально-технического обучения выпускников специальных школ и интегрированных классов. Принять их готовы лишь в 39 ПТУ да 3 центрах профессиональной и социальной реабилитации.

Имея "особенности", шансы поступить в вуз и вовсе невелики. В нынешнем году студентами стали всего 575 инвалидов. Нужно развивать дистанционные формы обучения, считают в Министерстве образования. Кстати, такой опыт уже есть: в БГУИРе, например, виртуально занимаются трое студентов-инвалидов. Еще один шаг к реализации идеи разных, но равных. Не остановиться бы, ведь диагноз - не приговор.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter