Действие и противодействие: к чему приведет силовая операция в Донецкой области

В Украине снова пролилась кровь. “Восточный фронт”, “Пожар на Востоке”, “На пороге гражданской войны” — подобными заголовками пестрят мировые СМИ. Киев все-таки решил применить силу против взбунтовавшихся восточных регионов страны. В Страстную седмицу страсти в стране накалились до предела, и вдвойне печально, что все это происходит у наших братьев по крови, между людьми одного народа и одной веры.

В Украине снова пролилась кровь. “Восточный фронт”, “Пожар на Востоке”, “На пороге гражданской войны” — подобными заголовками пестрят мировые СМИ. Киев все-таки решил применить силу против взбунтовавшихся восточных регионов страны. В Страстную седмицу страсти в стране накалились до предела, и вдвойне печально, что все это происходит у наших братьев по крови, между людьми одного народа и одной веры.

Вчерашние “майдановцы” называют своих оппонентов террористами, управляемыми из-за рубежа, и объявили “антитеррористическую операцию” для наведения порядка. Вчера весь день из восточных регионов поступала тревожная информация. Лексика вполне военная: танки, БТР, мобилизация. Кто бы мог подумать, что одесские пляжи впервые со времен Великой Отечественной войны ощетинятся противотанковыми ежами. Отдавая распоряжение о начале спецоперации в Донецкой области, исполняющий обязанности президента Украины Александр Турчинов отметил, что она будет проходить “поэтапно, ответственно, взвешенно”. По его словам, цель операции — остановить террор, преступность и попытки разорвать Украину на куски. Ранее появились сообщения о том, что Вооруженные силы страны на востоке приведены в полную боевую готовность.

Тем временем Запад и Россия продолжают обмен претензиями, обвиняя друг друга в эскалации конфликта. Во время очередного телефонного разговора с Бараком Обамой Владимир Путин подчеркнул, что события в Донецке, Луганске, Харькове, Славянске и других городах — результат нежелания и неспособности руководства в Киеве учитывать интересы русского и русскоязычного населения.

Очевидно, что украинский кризис вступил в новую и, возможно, критическую стадию. Руководитель украинского Центра системного анализа и прогнозирования Ростислав Ищенко считает, что столкновений на юго-востоке, куда направились боевики радикального движения “Правый сектор”, а также подразделения национальной гвардии Украины, не избежать. Конечно, с помощью танков и пушек можно разогнать, разметать всех протестующих в Славянске и Донецке. Прольется кровь, будут убитые и раненые, но это не установит мир и согласие в стране, а в стратегическом плане только усугубит проблему.

“Народные ополченцы, выдвинутые из числа граждан Украины, берут власть в свои руки, потому что на протяжении нескольких месяцев в Киеве их не слышат, — отмечает главный редактор журнала “Национальная оборона” Игорь Коротченко. — Власть планирует использовать танки, боевые вертолеты, спецназ. В этих условиях люди элементарно защищают свою жизнь. Если центральные власти не идут на диалог с мирным населением юго-востока Украины и объявляют о проведении контртеррористической операции, которая на самом деле является прелюдией к гражданской войне, для жителей региона совершенно очевидным представляется путь протестов”.

Говорить о нормальном проведении президентских выборов и их легитимности в такой обстановке попросту невозможно. Двое кандидатов в президенты уже пострадали, причем одного из них пришлось госпитализировать. Да и возможно ли вообще проводить выборы, если часть кандидатов не выезжает за пределы Западной Украины, а часть не может покинуть пределы восточных регионов? Такие выборы только закрепляют разделение страны. Но и медлить тоже опасно. По мнению главы Института глобальных стратегий в Киеве Вадима Карасева, чем раньше у Украины будет легитимный президент, он же верховный главнокомандующий, тем быстрее он сможет “собрать страну” при гарантиях особого статуса Донбасса, а возможно, и всей восточной Украины.

Завтра в Женеве должны состояться переговоры между представителями  Украины, России, США, Евросоюза по ситуации в Украине. Стопроцентной уверенности в том, что дипломатам удастся хотя бы снизить напряженность, нет ни у кого. Однако сейчас необходимо использовать любой шанс, чтобы зачехлить оружие и реально вовлечь основные политические силы и регионы в открытый диалог по выработке новой конституции и модели государственного устройства. Другого выхода нет.

В ТЕМУ
Минск по-прежнему готов предоставить свою площадку для переговоров по украинскому вопросу. Об этом заявил накануне министр иностранных дел Беларуси Владимир Макей. Он подчеркнул, что Беларусь не навязывается в качестве посредника для урегулирования проблем других стран, но с учетом того, что в Минске располагается штаб-квартира СНГ, страна готова предоставить свою площадку для обсуждения проблемных вопросов.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter