Девятый вал

Последствия урагана: повалены тысячи деревьев...Сейчас во многие леса Минской, Могилевской и Гомельской областей проход закрыт: опасно! Десятки тысяч поваленных ураганом деревьев образовали непроходимые «джунгли». Попасть туда могут только опытные лесорубы, которые расчищают тропинки и дороги от завалов.

Последствия урагана: повалены тысячи деревьев


Сейчас во многие леса Минской, Могилевской и Гомельской областей проход закрыт: опасно! Десятки тысяч поваленных ураганом деревьев образовали непроходимые «джунгли». Попасть туда могут только опытные лесорубы, которые расчищают тропинки и дороги от завалов. Вместе с руководством Министерства лесного хозяйства отправляемся в один из рейдов, которые в неспокойное лето 2009–го проходят довольно часто.


Червенский район. В Минской области он оказался в эпицентре стихии. Из окна автомобиля наблюдаем унылую картину: деревья если не повалены, то «перекошены». Кажется, подует легкий ветерок — и массивные ветки окажутся на земле. Много деревьев вырвано с корнем (их большинство: прошедшие ливни сильно подмыли почву). Они перегородили путь жителям ближайших деревень: лежат вдоль и поперек тропинок, по которым еще недавно люди ходили за грибами и ягодами.


Недалеко слышится жужжание бензопилы. Лесорубы расчищают делянку от буреломов и ветровалов. Условия невыносимые. Прямо как в парилке — духота. Столбик термометра уже давно поднялся выше 25 градусов. Работать приходится в специальной защитной одежде и в каске. Того требуют правила техники безопасности. Всего расчисткой завалов по всей стране занимается около 2.000 человек. Лесные хозяйства своими силами не справляются. В помощь направили опытных вальщиков из соседних районов.


— А если все так и оставить? — спрашиваю я, представляя, сколько еще работы предстоит.


— Лет через двадцать все перегниет, «уйдет» в землю. А на этом месте вырастет кустарник. Лучше мы расчистим завалы сейчас и посадим новый лес.


Пытаюсь пробраться сквозь бурелом.


— Стой! — раздается зычный голос одного из лесорубов. — Туда ходить опасно. Одно неверное движение — и на тебя может упасть ветка или дерево.


Так что по грибы и ягоды ходить во многие леса опасно. Пока не расчистят, за черникой и боровиками лучше не соваться. Но так и лето пройдет: все работы, по прогнозам, должны завершиться к 1 декабря.


— Кстати, а что будет с древесиной? Неужели в печку? — интересуюсь.


Заготовленные стволы деревьев аккуратно складывают штабелями на делянке. Скоро за ними приедут лесовозы и увезут на склад. «Но как минимум половину придется пустить на дрова, — говорит министр лесного хозяйства Петр Семашко. — Да и оставшуюся древесину дорого не продашь: качество низкое...»


Приведет ли это к снижению цен на готовую продукцию? Вполне возможно. Большая часть пиломатериалов отправится белорусским потребителям, остальное уйдет на экспорт: в страны Балтии, Польшу, Германию, Россию.


Справка «СБ»


Из–за урагана повреждено более 1 миллиона кубических метров древесины на площади около 13 тысяч гектаров.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter