Тамара Черенкова: Мы уже настолько свыклись с мыслью, что живыми оттуда не выйдем, кажется, и смерти не боялись

Девушка и мотоцикл

Бабушка за рулем мотоцикла с коляской — зрелище, согласитесь, необычное. А потому  запоминается надолго. Именно такой на праздновании Дня Победы в прошлом году гомельчане увидели Тамару Адамовну Пчеленкову, которая ехала во главе парадной автоколонны. И это не было театрализованной постановкой. С мотоциклом почтенная леди управлялась без посторонней помощи. Ведь в его седле она провела сотни часов, преодолела тысячи километров и посвятила любимому спорту больше двух десятков лет.

Восемьдесят шесть?! Как известно, спрашивать женщину про возраст не принято, но в этот раз решаюсь все-таки уточнить. 

— Про меня писали раньше, так одну статью назвали «Ты в седле еще, моя старушка?» — со смехом рассказывает Тамара Адамовна за чашкой чая. — Я не поленилась, позвонила журналисту и сказала: «Какая ж я тебе старушка?» Попался бы он мне на мотокроссе — посмотрели бы, кто кого…    

Назвать гостеприимную хозяйку старушкой и в самом деле не повернется язык: о таком задоре, бодрости и энергичности большинству ее сверстников только мечтать. Тамара Адамовна показывает свидетельство о рождении, или, как его называли раньше, метрики. С документом, который выглядит как древний артефакт, связана одна из историй в ее жизни.   

— В годы оккупации мы какое-то время находились в деревне Хальч Ветковского района, а когда уходили оттуда, метрики пришлось прятать. Положили в чугунок и зарыли. Потом деревню освободили, и мы с мамой пошли забирать их. Идем через поле — кругом трупы немецких солдат и лошадей. Ведь только-только передовая прошла... Откопали чугунок, забрали документ, идем в деревню. Местные навстречу: «А как это вы к нам пришли?»  Говорим: «Через поле». У них глаза на лоб: «Да вы что?! Оно же еще не разминировано!»

В мае 1941-го Тамара закончила пятый класс. С родителями и тремя сестрами она жила в деревне Долголесье под Гомелем. Позади школа, впереди — золотые деньки летних каникул. О страшном событии деревня узнала по радио, черная тарелка которого висела на столбе. Все происходило почти так, как потом показывали в военных фильмах. Только это была не съемочная площадка.  

Отец Тамары, Адам Федорович Губарев, с первых дней оккупации ушел в партизаны. Стал заместителем командира отряда, который действовал в округе. Семья же оставалась в деревне, где стояли немецкие части и находился полицейский участок. 


12-летняя Тома стала связной партизан:

— Брала сестренку, которой было четыре года, скакалку, мяч и ходила как будто с ней гулять. Смотрела, считала, запоминала, ловила обрывки разговоров. Все — в голове. Никаких записей. Иначе, чуть что, повесили бы сразу. Потом в условленном месте встречалась с папой в лесу, все ему рассказывала. Но в самом отряде я ни разу не была — из соображений конспирации отец меня туда не приводил.   

Когда на командиров отряда началась настоящая охота, семью Губарева отвезли в тюрьму в Гомеле. На допросах нещадно били плетьми, выпытывая местонахождение партизан, затем снова бросали в камеру. Из-за стен доносились крики других арестантов, а тех, кто больше не представлял интереса, расстреливали прямо в тюремном дворе.

— Мы уже настолько свыклись с мыслью, что живыми оттуда не выйдем, кажется, и смерти не боялись…  Но через восемь месяцев нас вдруг выпустили. Скорее всего, хотели использовать как приманку, чтобы поймать отца.


План гитлеровцев не сработал, но до конца войны пришлось пережить еще немало: переболеть тифом, просить подаяния, голодать и скитаться.

В мотоспорт она пришла в 1947 году. Сначала в секции было три девушки. Но вскоре две ушли — не выдержали трудностей.

—  Это, конечно, не для каждого. Взять, например, гонки по пересеченке. Проходишь трассу, а она уже разъезжена, если еще и дождь прошел — вообще сплошное месиво. Движок заглох, слезаешь и пошел: мокрый весь, в грязи по колено, мотоцикл на первую передачу и тащишь в горку. В общем, то ты на нем едешь, то он на тебе.  

В ее послужном списке все доступные в те времена модели: советские ИЖ-350 и «Москва» (К-125), немецкие BMW и Zundapp, чехословацкая Jawa и даже легендарный американский Harley-Davidson с ножным сцеплением. Как и все спортсмены, Тамара Адамовна не просто каталась, но и до винтика перебирала технику.

— К соревнованиям, естественно, готовишься сам: движок форсируешь, жиклеры подбираешь нужные. На жаркую погоду один, на холодную — другой. Если не по погоде — будет «богатить». Это когда мотор перегревается. Хотя всего, конечно, не предусмотришь. У меня однажды прямо на ходу передняя вилка сломалась — они тогда не телескопические были, как современные, а жесткие. В итоге — через руль кувырком перелетела. Хорошо, хоть упала удачно. Вскочила на ноги, первая мысль: «Как до финиша дойти?!» Сообразила. Ключ гаечный вставила и доехала. Даже в зачет попала, хотя и не в тройку. 


Десятки соревнований, личных рекордов и побед. Среди них — третье место на первенстве Советского Союза. Впрочем, самыми тяжелыми соревнованиями, в которых ей довелось участвовать, Тамара Адамовна называет многодневное ралли в Подмосковье. За шесть дней его участники должны были проехать 2000 километров. То есть больше трехсот в сутки. У каждого мотоциклиста имелась маршрутная карта, следуя по которой он должен был в определенное время выйти в контрольные точки. За опоздание начислялись штрафные очки. Участки шоссе сменялись пересеченной местностью, а кое-где и мелководьем, которое приходилось преодолевать вброд. Многие участники сходили с дистанции в первый же день, Тамара выдержала почти три. До финиша дошли единицы.

Свои сюрпризы преподносили поездки зимой. Особенно с учетом того, что дороги тогда от снега практически не расчищались.

— Как-то в Гомеле проводился мотопробег в честь праздника 23 февраля. А сугробы большие лежали. Ползем по колее, я чуть сильнее, чем надо, газанула, и мотоцикл из-под меня буквально выскочил. Проехал метров пять, упал, вокруг себя вертится. А я и понять не успела, что произошло: раз — и стою на земле в той же позе, на полусогнутых ногах. Как, помните, у волка в мультфильме «Ну, погоди!». Захотела бы повторить — ничего б не вышло. Такие трюки только случайно получаются.

Себя Тамара Адамовна считает дисциплинированным водителем, однако признается, что иногда могла и полихачить. Как это было однажды перед соревнованиями, когда она выехала на трассу, чтобы проверить мотоцикл. Во время стандартного прогона ей стало скучно и захотелось поэкспериментировать.

— Зажала бак коленками, сама поднялась, еду стоя… Ага, можно и так. Потом — держу руль, одной ногой на сиденье, вторую поднимаю — «ласточку» делаю. Ветер в ушах свистит, кровь в жилах играет — весело! У других водителей аж глаза на лоб. Мало того что девушка на мотоцикле, так еще вытворяет такое… Возвращаюсь на базу, вызывает главный судья соревнований. И как устроил разнос: «Еще раз подобное хулиганство повторится — будете отстранены!» Пришлось пообещать, что больше не буду. Скорее всего, кто-то из автолюбителей наябедничал. 

Зато инспекторы ГАИ так сильно меня любили, что останавливали на каждом перекрестке. Они на них стояли, движение регулировали — светофоров-то еще не было. Некоторые знакомиться пытались, другие — просто позубоскалить.      

Спорт, как и красота, требует жертв. Порою самых неожиданных. Когда первый муж Тамары Адамовны выдвинул ультиматум, ей пришлось делать выбор. И она выбрала мотоциклы.    

Не выбивали надолго из седла даже переломы: ребер, большой берцовой кости. Только самая серьезная травма, полученная в 1958-м, заставила пропустить мотосезон следующего года. Но уже в 1960-м она снова вышла на старт. 

Завершить карьеру пришлось в конце шестидесятых, когда второго мужа перевели служить в Магадан. Условий для тренировок там не было. После того как семья вернулась в Гомель, Тамара Адамовна была народным заседателем в суде, много лет занималась общественной работой в организациях ветеранов и бывших узников концлагерей, выступала в хоре художественной самодеятельности. И даже подружилась с сегодняшними байкерами, ребятами из мотоклуба «Ночные волки». Это они готовили мотоцикл, на котором наша героиня ехала по главной улице Гомеля в День Победы.    

— Я настолько свободно и удобно чувствую себя на мотоцикле — как в хорошем кресле! — Тамара Адамовна делится жизнерадостными впечатлениями о праздничной поездке. — Жаль, сиденья для меня уже слишком высокие: не сяду без помощи, и ноги до земли не достают. А то бы и сейчас запросто ездила. 

Руслан ПРОЛЕСКОВСКИЙ

proleska@tut.by

Фото автора и из личного архива героини публикации
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter