Лента «Я не вернусь», снятая эстонцем Ильмаром Раагом, — драма о дне сегодняшнем

Девочки в пижамах, остановитесь!

Лента «Я не вернусь», снятая эстонцем Ильмаром Раагом, — драма о дне сегодняшнем
Призер международного кинофестиваля имени А.Тарковского «Зеркало», фильм «Я не вернусь» — первый совместный опыт киностудии «Беларусьфильм» и российской киностудии СТВ. Кроме Беларуси и России, в работе приняли участие Финляндия, Эстония и Казахстан. Такой вот большой совместный проект. Сообразили на пятерых. И если обычно у семи нянек дитя без глазу, то тут дитя глядит во все глаза — обреченно и опасливо.

Российской студией СТВ руководит продюсер Сергей Сельянов, подаривший нам картины Александра Рогожкина и Алексея Балабанова, популярные «Бумер» и «Мама, не горюй!», полнометражную анимацию о трех богатырях и прочих фольклорных персонажах. Нашим менеджерам от кино есть, конечно, чему поучиться у г-на Сельянова.

Лента «Я не вернусь», снятая эстонцем Ильмаром Раагом, — драма о дне сегодняшнем. Обе главные героини Аня и Кристина — сироты. У Кристины где–то далеко в Казахстане есть бабушка, к которой она мечтает сбежать... Тема, конечно, беспроигрышная. Можно упрекать Раага в черствости и холодности взгляда, желании создать на экране упадническую картину современности с обшарпанными стенами, текущими кранами и малолетними детьми–волчатами, готовыми порезать друг друга на ленточки для бескозырок. А можно попытаться пройти вместе с ним в это Зазеркалье. По сути — в чем он не прав? Разве нет таких детских приемников–распределителей? Да есть. И в реальности, думаю, все еще страшнее и безысходнее.

«Я не вернусь» — своего рода «Алиса в стране чудес», только чудеса тут довольно опасные: полукриминальные. Налево пойдешь — с наркотой подставят, направо — по башке дадут.

Героине Ане, кстати, золотой медалистке, не на кого опереться. Выпорхнув из своего детского дома, она учится в вузе, затем становится преподавателем в университете, надеясь, что вот сейчас и начнется настоящая жизнь. Единственный любимый человек — плюгавый женатик–преподаватель, который норовит после лекции переспать с ней тут же в аудитории. Ни уму ни сердцу такая любовь. Он еще и подкаблучник.

Фильм снят по сценарию модного драматурга Ярославы Пулинович. Всегда для меня было загадкой, кто в один прекрасный момент назначает драматурга модным. Откуда берется эта мода, по каким законам произрастает? В минском Новом драматическом театре идет спектакль по пьесе Пулинович «Как я стал...» в постановке режиссера Сергея Куликовского — бодрый язык на грани фола, живой пульс экспрессивной лексики. Но сказать, что Пулинович, уроженка Екатеринбурга и ученица Николая Коляды, — новая Петрушевская или Чехов в юбке — значит погрешить против истины.
«Девочки в пижамах! Остановитесь, вы простудитесь!» — кричал сердобольный милиционер в фильме «Гостья из будущего» Алисе Селезневой и ее подружке по больничной палате, откуда они совершили дерзкий побег. Так и героиням картины Раага, решившимся на побег, хочется крикнуть то же самое. Но не услышат. Главная удача фильма, кстати, собственно не сама история, довольно слезоточивая, а актеры, вернее, актрисы–дебютантки: Полина Пушкарук и Виктория Лобачева. Глаз от них оторвать невозможно. Особенно от Полины — органична, как кошка.

В советском кино был такой отдельный жанр — кино про подростков. Когда–то это блистательно делала Динара Асанова: «Пацаны», «Милый, дорогой, любимый, единственный», «Никудышная». Сергей Бодров–старший начал карьеру с драмы «Непрофессионалы» о молодых людях, от уныния ворующих корову. Не говоря уже о перестроечном потоке: «Взломщик», «Маленькая Вера», «Меня зовут Арлекино», «Курьер», «Шантажист», «Работа над ошибками», «Трагедия в стиле рок»...
Легче молодым жить не стало. Как не стало меньше сирот и беспризорников, неполных семей, алкоголиков, наркоманов, дырявых крыш и обшарпанных стен. Отложите в сторону томик Шарлотты Бронте — посмотрите как–нибудь программу Малахова «Пусть говорят»: волосы встанут дыбом, если попадете на удачный выпуск.

Вместо жвачки, джинсов, магнитофона с записью Depeche Mode, Патриции Каас и «Кино» пришли новые искушения и новые проблемы. Гламур и бабло. Тачки и спайс. Павел Воля вместо комсомольского вожака в качестве модели построения успешной карьеры и Иван Дорн с Максом Коржом вместо ВИА «Самоцветы». Картина «Я не вернусь» эти новые проблемы отражает вполне точно. Кстати, вполне возможно, фильм представит Беларусь в конкурсе нынешнего «Лiстапада».

Добрый зритель в 9–м ряду.

Советская Белоруссия №136 (24519). Вторник 22 июля 2014 года
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter